Правильный уход за велосипедной вилкой, замена масла
Велосипед нуждается в уходе — это известный всем факт. Но в его конструкции имеются дорогие и капризные детали, которые требуют к себе повышенного внимания. Речь идёт, конечно же, о вилке, в которой требуется периодически менять масло и проводить профилактические работы. В противном случае придётся покупать новую вилку, а стоимость хорошей модели может начинаться от нескольких сотен долларов и доходить до нескольких тысяч. Смазка вилки велосипеда относится к обязательному процессу, который позволит продлить работу механизма, а также избавит от серьёзных проблем и дорогостоящего ремонта.
Смазка вилки велосипеда — обязательный процесс, который позволяет продлить работу механизма
Правила ухода
Уход за вилкой простой и понятный каждому процесс, поэтому не стоит вести свой байк на профилактику к специалистам. Просто нужно не лениться и с чёткой периодичностью проводить профилактику этого важного и дорогостоящего узла:
- Каждые 150, а лучше 100 км вилка нуждается в чистке и смазке.
- Штаны больше обычного подвержены образованию трещин, поэтому эту область необходимо осматривать на предмет наличия трещин.
- Демонтаж и смазка сальников должны проводиться через каждые 500–1000 км.
- Замена масла в вилке велосипеда проводится через каждые 4 тыс. км.
Постоянно обращаться к специалистам — это не вариант. Лучше учиться самому ухаживать за своим «железным конём». Для работы с вилкой необходимо запастись некоторыми инструментами:
- пассатижи;
- газовый ключ;
- гаечный ключ;
- отвёртка;
- перчатки для защиты рук от масла (при работе с масляными вилками);
- ветошь для убирания остатков масла.
Больше вопросов возникает с выбором смазки, ведь эта ниша на рынке заполнена до предела и выбрать нужный продукт из такого разнообразия не всегда оказывается просто. Хорошо себя показали две разновидности смазочных материалов:
- тефлоновую смазку принято наносить на ноги вилки, для удобства пользователя такой продукт выпускается в виде аэрозолей;
- силиконовые смазки, а также консистентные прозрачные продукты.
Чистая вилка гораздо реже создаёт проблемы для пользователя, поэтому важно после каждого выезда протирать ноги на вилке, которые располагаются возле пыльников. Такие нехитрые действия позволят сохранить масло чистым.
Важно сохранять вилку чистой, тогда и масло внутри остается дольше чистым
Особенности ухода за вилками различного вида
Правила ухода и обращения с вилками разнятся в зависимости от вида механизма. О существующих разновидностях вы можете ознакомиться в другой статье. Сейчас мы более детально рассмотрим особенности ухода, смазки и замены масла в различных типах вилок.
Пружинно-эластомерные механизмы
Такую вилку необходимо смазывать каждый сезон, а может быть, и несколько раз в сезон при активной езде. Состоит этот процесс всего из нескольких этапов:
- при помощи шприца под пыльник заливается масло;
- вилка разрабатывается;
- остатки масла удаляются ветошью.
Чтобы провести некоторые манипуляции с вилкой, её необходимо уметь снимать и устанавливать обратно. Вилки бывают различного типа, но процесс демонтажа основывается на общих принципах, поэтому описанная ниже схема работы актуальна в любом случае.
- Устанавливаем велосипед колёсами вверх и демонтируем переднее колесо.
- Снимаем рулевой механизм и вынос.
- Во время демонтажа действуем предельно аккуратно, чтобы не потерять шарики из подшипника. При помощи острого предмета снимаем конусное кольцо со штока, поджимая его со всех сторон.
С демонтажем мы справились, а как же быть с разборкой самого механизма? В этом процессе также нет ничего сложного. Работа будет выполняться по следующей схеме:
- Откручиваем нижние болты при помощи шестигранника.
- Проделываем ту же работу с регулировочным болтом на пружине Preload.
- Извлекаем эластомер.
- Снимаем штаны и выкручиваем болты. Из них что-то будет вытекать, это может быть масло, вода и грязь.
При помощи отвёртки извлекаем сальники и бушинги, прокручивая последние предварительно вокруг оси.
Чтобы производить манипуляции с вилкой, её необходимо уметь снимать и устанавливать обратно
Масляные и пружинно-масляные механизмы
В таких конструкциях присутствует масляный картридж, который располагается в одной из двух штанин. Этот элемент служит демпфером. Если уход за вилкой велосипеда будет регулярный и качественный, то она будет радовать вас хорошей амортизацией и длительной работой.
Если вилка перебирается первый раз после покупки, то её работа становится гораздо лучше, чем была до этого. Объясняется такое положение вещей тем, что внутренние детали притёрлись друг к другу, а после промывания и заливания свежего масла начинают работать, как слаженный механизм. Покупать нужно две разновидности масла для вилок, которые отличаются показателем вязкости. Первое масло будет демпфирующим, его вязкость не превышает 5W, второе масло с вязкостью 15W является смазочным.
Если в вилках этих двух типов своевременно производить замену сальников, то можно продлить работу бушингов или направляющих элементов. А вот замена этих элементов стоит недёшево, а серьёзный ремонт вилки или, вообще, её замена выйдет ещё дороже. Поэтому лучше своевременно менять сальники и не знать проблем.
Каждый месяц или по истечении 50 часов работы необходимо перебирать, заниматься смазкой, заменой масла (если в этом есть необходимость) и резинок. Узнать о том, что масло для вилки велосипеда нуждается в замене, можно по ряду признаков: уменьшение хода вилки, ухудшение отскока, плохая работа регулировок.
Регулярный и качественный уход за вилкой велосипеда обеспечивает хорошую амортизацию
Обслуживание эластомера здесь не требуется, как в предыдущем случае, зато имеется необходимость в замене демпфирующего масла. Интересующий нас механизм находится в правой ноге. Для замены масла необходимо проделать следующие действия:
- Снимаем блокировочную ручку, которая располагается в верхней части.
- Выкручиваем механизм блокировки при помощи ключа 24.
- Прикладывая небольшое усилие, вынимаем демпфирующий механизм из трубы (вилка при этом занимает вертикальное положение).
- Сливаем масло, оценивая его внешний вид, оно должно быть тёмным и мутным.
- В ноге всё ещё размещается поршень, который отвечает за регулирование скорости отскока. Чтобы его извлечь, необходимо перевернуть вилку и выдавить его при помощи длинного стержня, например, отвёртки.
- Теперь можно заниматься прочисткой механизма и заливать свежее масло.
Бывают случаи, когда масло не прекращает подтекать. Такая ситуация может возникать из-за неправильного расположения уплотнителя или недостаточного вкручивания демпфера. Чтобы исправить ситуацию, необходимо воспользоваться разводным ключом для выкручивания демпфера до того состояния, при котором оголится резьба. Оцениваем состояние уплотнителя, смазываем резинку и вкручиваем демпфер обратно.
Воздушно-масляные и воздушные механизмы
В конструкцию воздушного механизма вилки входит камера с воздухом и масляный демпфер
Работать с такой вилкой велосипеда наиболее сложно, поскольку её разборка/сборка связана с определёнными сложностями. В конструкцию входит камера с воздухом и масляный демпфер. Добавляет сложностей существование двух различных систем: Solo и Dual Air. В последнем варианте присутствует не одна воздушная камера, а две (позитивная и негативная).
Процесс обслуживания и замены масла похож на предыдущую схему, которая относится к масляным вилкам. Но в случае с воздушными механизмами потребуется ещё заниматься стравливанием воздуха, замачиванием поролоновых уплотнителей в масле 15W. По завершении установки демпфера и штанов потребуется добавить по 5 мл масла с вязкостью 15W в воздушные камеры. Для этого шприц придётся держать под углом 45 градусов. После установки поршней можно накачивать камеры: позитивная, а следом за ней негативная.
Теперь у вас не должно возникать вопросов относительно того, как ухаживать за вилкой велосипеда. Ваших знаний будет недостаточно, ведь их необходимо закрепить на практике. Ваш велосипед будет благодарен за заботу и уход, а бюджет не пострадает от решения проблем с вилкой, которая получила недостаточно ухода.
важный элемент двигательной велосипедной конструкции. Рассказываем, как правильно ухаживать за цепью на велосипеде, чтобы она служила долго и без проблем.
С развитием велопромышленности новые модели становятся более сложными и совершенными. Теперь велосипеды состоят из большого количества важных и дорогих механизмов. Одним из таких является вилка, выбор которой может оказаться намного сложнее, чем вы себя представляли.
Как правильно снять, разобрать и установить кассету велосипеда. Разновидности кассет, их обслуживание и ремонт. Последовательность демонтажа и установка кассеты на велосипед.
Как обслуживать велосипедную вилку
Каждому пользователю необходимо периодически мыть и осматривать вилку для контроля ее состояния, проверяя при этом:
- не появились ли царапины, потертости, вмятины или другие следы на рабочей поверхности ног вилки;
- целостность сальников ног, их эластичность, нет ли на них трещин или надрывов;
- состояние дропаутов;
- давление в воздушных камерах;
- наличие и величину поперечного люфта ног вилки в «штанах»;
- нет ли потеков масла вокруг сальников, крепежных болтов внизу «штанов» вилки и ручек регулировок;
Кроме ухода, внешней чистки и осмотра необходимо выполнять плановые работы по ТО вилки, связанные с ее полной либо частичной разборкой. Это относится к чистке и инспекции состояния внутренних узлов и элементов вилки (бушингов, воздушных камер, пружин, демпферов), замене масла, сальников ног вилки, смазке либо замене внутренних уплотнений и т.д.
Рекомендуемые производителем интервалы проведения необходимых операций по уходу и обслуживанию обычно приводятся в инструкции пользователя конкретной вилки. Однако следует помнить, что периодичность проведения ТО зависит от условий и интенсивности эксплуатации вилки. Поэтому постоянное использование вилки в тяжелых условиях (соревнования, походы, езда при неблагоприятных погодных условиях, в грязи, зимой и т.п.) может потребовать более частого проведения ТО.
Сервисные интервалы для вилок:
- Очистка верхних труб от загрязнений: после каждой поездки;
- Смазка сальников и пыльников: каждые 10 часов;
- Чистка и проверка сальников, замена масла в штанах (малое ТО вилки): каждые 50 часов;
- Замена масла в демпфирующей система (полное ТО вилки): каждые 100 часов;
- Чистка и смазка пружинного узла (полное ТО вилки): каждые 100 часов
Таблицы с интервалами обслуживания амортизационных вилок представлены на сайте:
Современный велосипед — штука очень простая и надёжная. Найдите себе механика, которому доверяете и будет Вам счастье на многие сотни и тысячи километров.
Своевременная чистка, проверка состояния и смазка внутренних компонентов вилки предотвращают преждевременный износ деталей и снижают вероятность серьезных поломок, которые могут потребовать дорогостоящего ремонта либо вообще быть необратимыми.
Сальники (манжеты)
Сальники (пыльники) вилки представляют собой металло-резиновые кольца, которые устанавливаются в верхнюю часть «штанов» вилки и выполняют две основные функции:
- отсекают и удерживает масло, которое находится в «штанах» вилки;
- предотвращают попадание воды и грязи внутрь «штанов» вилки при движении ног.
Чаще сальник совмещает в себе одновременно обе функции: верхняя часть работает как пыльник, нижняя – как сальник. Такая манжета будет иметь пружинку не только сверху (снаружи), но и снизу (внутри)! В некоторых моделях вилок разных производителей функции сальника и пыльника разнесены (пыльник и сальник – это отдельные элементы и устанавливаются один над другим).
В процессе эксплуатации вилки сальники изнашиваются и со временем перестают выполнять свои функции. Их ресурс сильно зависит от условий использования вилки, поэтому менять сальники просто через какой-то фиксированный промежуток времени (к примеру, раз в год) будет не совсем правильно: они могут перестать выполнять свои функции гораздо раньше этого срока. Процесс износа ускоряется при использовании вилки в условиях сильной грязи, в зимнее время, при интенсивной работе в тяжелых условиях (соревнования, походы) и т.п. Основным внешним признаком износа сальников является появление чрезмерного количества масла на ногах вилки в процессе ее работы:
Однако бывает так, что никаких видимых внешних проявлений износа нет, масло не выступает, но при этом сальники уже не удерживают грязь и пропускают ее внутрь вилки. Грязь и песок, набиваясь под сальники и смешиваясь с маслом, играют роль абразива, что приводит в лучшем случае к ускоренному износу бушингов (направляющих ног вилки), а в худшем — к необратимому износу уже самих ног вилки: на их поверхности появляются задиры и сильные потертости. На этих фото сальники визуально целые, масло не выступает, но уже начался процесс износа поверхности ног — видны вертикальные полосы:
Внешне целые сальники внутри уже забиты грязью, на верхних бушингах видны следы износа:
А вот, что может произойти с ногами, если вовремя не обслужить вилку (вычистить грязь, заменить старые изношенные сальники, заменить масло в «штанах») и продолжать ее использование:
На снимках ниже показана вилка, которую помыли мойкой высокого давления типа «Кёрхер» и поставили велосипед в гараж на зиму.
Весной кататься уже не на чем.
Алюминиевые анодированные ноги вилки нужно полностью менять (выпрессовка и запрессовка новых ног), а экономическая целесообразность данной процедуры — с учетом того, что это не делают на каждом углу — ведет в направлении приобретения новой вилки.
Видно в каком состоянии поролоновое кольцо, которое должно смазывать ноги вилки.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод: качественную подвеску, как правило, нужно обслуживать раз в сезон при условии умеренного катания. При участии в соревнованиях, грязевых гонках даже дорогая подвеска нуждается в чистке и смазке после каждого выезда.
Что касается бюджетных пружинных и пружинно-эластомерных вилок. Их нужно обслуживать как можно чаще — это плата за невысокую стоимость. Именно частое обслуживание будет делать работу этих вилок максимально комфортной. Они как раз и перестают работать из-за того, что у них слабая защита от грязи и внутрь вилки попадает грязь и вода. Вилка забивается и перестает работать.
Посмотреть на то, как обслуживают вилки в нашей мастерской можно по ссылкам ниже (откроются в новом окне):
Чем и как смазать передние амортизаторы на велосипеде
Если вы не знаете как снять и разобрать амортизационную вилку горного велосипеда для обслуживания, ремонта или ее замены, то эта статья вам поможет узнать что для этого нужно, и как это сделать в домашних условиях.
Так же здесь будут рассмотрены такие вопросы: как и чем смазать переднюю вилку, периодичность обслуживания и прочие советы по данной теме. Все это будет представлено в виде подробной инструкции с картинками для каждого действия, а также подобрано видео по разборке амортизационной вилки велосипеда.
Зачем снимать и разбирать вилку велосипеда
Вилка велосипеда, как и все остальные компоненты, могут подлежать замене, ремонту или обслуживанию. Поэтому прежде чем приступить к данным процедурам, нам необходимо снять ее с велосипеда, а в некоторых случаях и разобрать амортизатор по запчастям. В каких же случаях нам придется ее снимать?
Прежде всего — это при ее замене на другую. Во вторых – может понабиться замена подшипников и/или опорных чашек, нанесение нового смазочного материала, а также, бывают случаи, когда необходимо выравнивать рулевую трубу или производить другие ремонтные работы. Разобрать амортизатор вилки велосипеда чаще всего приходится для замены смазки или износившихся компонентов. Например, такими могут быть сальники (манжеты) и т.д.
Основные разновидности велосипедных амортизационных вилок
- Пружинные (пружинно-пружинные) – это самый простой и неэффективный вариант амовилки, который устанавливается на дешевые детские или подростковые велосипеды. Такой механизм хоть смазывай, хоть не смазывай – разницы практически нет. В периодической смазке его пружин не будет особого смысла, кроме разве – обеспечения их антикоррозионной защиты.
- Пружинно-эластомерные – это бюджетный, и без преувеличения, самый массовый (востребованный) вариант конструкции амортизатора для передней вилки велосипеда. Как раз он и требует периодической чистки и смазки составляющих механизма: пружины, эластомерного элемента демпфера, внутренних и наружных труб. По большому счету, именно этот тип велосипедной амортизационной вилки и является причиной того, что вопрос ее смазки является актуальным.
- Пружинно-масляные, масляно-масляные, масляно-пневматические с открытой масляной ванной (разборные) – их подвижные детали уже находятся в масляной ванне, потому в дополнительной смазке – не нуждаются. Для них вопрос стоит лишь в периодической дозаправке гидравлического масла до необходимого уровня, и его периодической замене.
- Картриджные с закрытой масляной ванной (неразборные) – являются необслуживаемым вариантом амортизатора (гидравлического или пневматического типа), который в процессе эксплуатации в дополнительной (периодической) смазке не нуждается, а при поломке – практически всегда просто выбрасывается.
Конструкция велосипедной вилки
Для самостоятельного техобслуживания и ремонта своего транспорта необходимо изучить его устройство. Это же касается и передней амортизационной вилки, конструкция которой более сложная, если сравнивать ее с обычной жесткой. Важнее всего знать, для чего предназначена каждая отдельная деталь. Также стоит запомнить их наименования – это необходимо для приобретения новых элементов.
Внешнее устройство состоит из следующих элементов:
- Шток – ось вилки, статично прикрепленная к короне. Без этой детали невозможно установить вилку на раму, а также закрепить в ней вынос с рулем. Данная деталь может производиться из сплава алюминия, нержавеющей стали или карбона.
- Корона – применяется для закрепления ног и штока. У обычных вилок ноги и шток неотделимо соединены с короной. У двухкоронных шток статично соединяется с нижней короной, а верхняя свободно перемещается по нему, при этом существует возможность изменять высоту ног. Для изготовления этих деталей из алюминия используется метод литья, после которого деталь может подвергаться еще и ковке. Если вся вилка произведена из карбона, то и корона выполняется из этого материала.
- Нога – деталь, динамично входящая в «штаны» амортизированной вилки, у жесткой она удерживает переднее колесо. В жестких конструкциях ноги еще называют перьями. Выполняются эти элементы из углеродистой стали с последующим хромированием. У более дорогих моделей толщина покрытия выше и обработка более качественная, чем у бюджетных.
- «Штаны» – являются цельной деталью, которая состоит из 2 стаканов и скрепляющей их скобы – гориллы. Этот элемент присущ только амортизированным вилкам. «Штаны» у конструкций перевернутого типа объединяют в одно целое корону и стаканы. Для большей части вилок их изготавливают из металлического сплава, содержащего в себе алюминий и магний. У некоторых дорогих моделей «штаны» выполняются из нескольких слоев карбона и алюминиевого сплава.
- Крепление дискового тормоза – выполнено в виде двух полых стоек, внутри которых сделана резьба, позволяющая неподвижно закрепить велосипедный суппорт, или каллипер.
- Брейк боссы – представляют собой 2 оси с резьбой, на них подвижно закрепляются рычаги тормозов.
- Дропауты – элементы внизу «штанов» в форме ушек, необходимые для крепления оси. Они дают возможность в течение короткого времени снять колесо. Для этого нужно просто ослабить эксцентрики на оси или гайки. В большинстве моделей дропауты выполняются цельно со «штанами». Однако если для изготовления «штанов» использовался карбон, то эти элементы производятся из алюминиевого сплава или нержавеющей стали.
Внутренний механизм амортизированных вилок включает в себя:
- Пыльники – на дорогие модели устанавливают неопреновые элементы.
- Сальники – элементы, которые препятствуют попаданию внутрь вилки грязи и влаги, что позволяет сохранить смазку в пригодном для использования состоянии. Повреждение этих деталей приводит к появлению царапин на ногах вилки.
- Направляющие – это выполненные из пластмассы втулки с тонкими стенками, которые устанавливаются вовнутрь штанов и закрепляются там фиксирующими язычками.
- Регулятор жесткости – так называется болт, находящийся внутри наружной гайки. Он предназначен для сжимания пружины в одной из ног.
- Блокиратор амортизации представляет собой механизм, с помощью которого всего одним движением рычажка можно превратить амортизированную вилку в жесткую. Находится он внутри одной из ног, а рычаг может переключаться или прямо на вилке, или с помощью троса, который соединяет его с переключателем, расположенным на руле. Блокирующий механизм объединяет в себе нижний и верхний ограничители. Принцип действия довольно прост – переключение рычага приводит к проворачиванию верхнего ограничителя, после чего стержень нижнего не может пройти в его отверстие.
- Пружины – преобразуют энергию удара, появляющуюся при столкновении колеса с преградой, в пружинистую деформацию металла. В масляно-пружинных, пружинно-эластомерных и пружинных моделях стоят витые пружины, выполненные из титана или нержавеющей стали. В масляно-воздушных и воздушных вилках в качестве пружин выступает воздух, для предотвращения стравливания которого сальники оснащаются дополнительными уплотнителями.
- Демпфер – сдерживает рикошет пружины после ее сжатия. В воздушных и пружинных вилках этот элемент отсутствует. В пружинно-эластомерных моделях роль демпфера играет мягкий пластик, вставляемый внутрь пружины. В воздушно- и пружинно-масляных в качестве демпфера выступает масло, при движении вилки вниз перетекающее сквозь открытый внутренний клапан. Когда вилка возвращается наверх, клапан закрывается, а масляный раствор понемногу проникает через небольшие отверстия. При этом энергия сжатой пружины преобразуется в тепловую. Различают три вида масляных демпферов – закрытый, открытый и полуванна.
Смазывание амортизаторов
Плохо смазанный и не отрегулированный механизм может не только издавать неприятный звук, но и затруднять управление велосипедом, портя все удовольствие от занятий спортом. Идеальный вариант – внешняя чистка велосипедной вилки после каждой поездки, и хотя бы раз в сезон – смазывание внутренних деталей механизма. Самый простой способ – отдать велосипед в мастерскую, мастер которой точно знает, что нужно делать, но опытные велосипедисты и сами могут попробовать это сделать.
Пружинные и пружинно-эластомерные амортизаторы можно смазать, не разбирая велосипедной вилки. Для этого смазка набирается в шприц и заливается под пыльник. После этого велосипед следует «раскачать», и лишнее масло удалить салфеткой. Но! Это быстрый, походный вариант, используемый, когда нет возможности разобрать велосипед даже частично.
По правилам, следует сначала открутить крепежные болты снизу, затем выкрутить болт Preload, достать эластомер и пружину, открутить крепежные болты и снять «штаны», то есть ту часть велосипедной вилки, к которой крепится колесо. Именно здесь находится больше всего грязи и именно этой части чаще всего требуется ремонт. Из последней детали достаются пыльники (их легко подцепить отверткой).
Уход за масляно-пружинной конструкцией также прост. Если используется метод открытой масляной ванны, то масло достаточно просто слить, а детали очистить. Эта система, пожалуй, самая простая в обслуживании, а осмотр и мелкий ремонт ее можно выполнить даже в домашних условиях. Немного сложнее все обстоит с закрытой масляной ванной. Масло в такой конструкции находится в капсуле и меняется вместе со всей капсулой. В отличие от первого варианта, закрытой масляной ванне часто требуется больше ухода.
Самым прихотливым в обслуживании считается масляно-воздушный амортизатор. Чтобы его почистить и смазать, необходимо:
- Открутить и отмыть амортизатор. Это позволит избежать попадания мусора в воздушную камеру;
- Открыть клапаны и стравить давление. Если все сделано правильно, механизм будет легко сжиматься и разжиматься;
- Далее с амортизатора снимаются монтажные детали, и разбирается сама воздушная камера;
- Затем следует снять сальник. Если какие-то детали повреждены – самое время заменить их или выполнить иной ремонт. Если все цело, то удаляется старая смазка и механические загрязнения, и можно приступать к сборке велосипедной вилки;
- На корпус амортизатора, поставленный вертикально, наливается вилочное масло. Прокладки и сальники устанавливаются на место. Воздушная камера проталкивается до упора, чтобы из нее не выходил воздух. Лучше добавить еще немного масла, и только потом прикручивать ее снова к корпусу амортизатора;
- Далее амортизатор накачивается до нужного давления и устанавливается на место.
Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда
Для смазки всех узлов передней вилки велосипеда, включая как амортизатор, так и подшипники рулевой трубы, я использую смазку Литол-24. Есть мнения, что она негативно влияет на алюминиевые детали при попадании влаги. Но используя ее на протяжении пяти сезонов, никаких негативных последствий замечено не было. К преимуществам данной смазки можно отнести хорошую устойчивость к температурам. Она не густеет как на сильном морозе до -50 С, так и при сильной жаре (до 150 С).
Многие советуют заливать в штаны вилки жидкие машинные масла, масло для швейных машинок и прочие. Лично на моем опыте было замечено ухудшение работы амортизатора вилки (наблюдались рывки при сжатии и отскоке пружины). Да и если бы жидкие масла работали лучше, производители заливали бы их изначально, чего они не делают.
Чем смазывать вилку велосипеда мы разобрались. Далее рассмотрим как это делать. Наносим смазку на пружину с избытком (втрамбовываем смазочный материал между колец пружины), лишняя выйдет через отверстие под шток и в случае избытка ее в штанах, выдавится через сальниковые уплотнения (но перебарщивать тоже не стоит). Также наносим смазку в пазы манжет и добавляем в штаны вилки. Тонким слоем смазываем все трущиеся детали.
Периодичность обслуживания вилки
Периодичность замены смазки вилки велосипеда не в последнюю очередь зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Если на ваших маршрутах присутствует обилие пыли, грязи, песка и прочего абразивного материала, то частоту обслуживания следует увеличить. Здесь мы приведем средние цифры, по истечению которых следует выполнять техническое обслуживание.
Приблизительно каждые 700-800 км следует разбирать и смазывать сальники, а каждые 4000-5000 км перебирается и смазывается вся вилка целиком.
Уход за велосипедной вилкой
Амортизационная вилка уменьшает тряску при велопрогулках, улучшает управляемость и плавность хода, снижает нагрузку на руки велосипедиста. Благодаря уменьшению вибрации поездки становятся более комфортными, райдер меньше устает, значительно продлевается ресурс рамы, подшипников и других частей конструкции.
Когда в работе амортизатора наблюдаются нарушения, причина обычно кроется в износе компонентов или в загрязнении масла. Грязь в масляной среде образует абразив, который постепенно повреждает покрытие ног и бушингов вилки. Решение проблемы заключается в переборке вилки, ее очистке и регулировке. Также в процессе эксплуатации вилки нужно минимизировать попадание внутрь ее конструкции грязи.
Периодичность процедур по уходу
Обслуживание передней вилки горного велосипеда должно выполняться не реже, чем:
- после каждого выезда – необходимо протирать ноги около пыльников, чтобы грязь не оказалась в масле;
- ежесезонно и через 100–150 км пробега – требуется очистка и смазывание ног на сальниках;
- спустя 500–1000 км проката – полагается осмотр штанов, проверка их целостности и отсутствия трещин, разборка и смазывание сальников;
- ежегодно и через 4000–5000 км – выполняется смена масла.
Задний амортизатор следует чистить не реже 2-х раз в сезон. Если на горном велосипеде шатается вилка или возникли другие неполадки с амортизатором, нужно выполнить его обслуживание или ремонт. Экономия на сервисе и халатное отношение к состоянию частей велосипеда приводит к увеличенным расходам на покупку новых железок.
Конструкция велосипедной вилки
Современные велосипедные вилки имеют строение «труба в трубе». В пространстве между ними расположен бушинг – проставка, уменьшающая люфт и трение, позволяющая поверхностям свободно скользить между собой. Все компоненты имеют обильную смазку и защищены от внешней среды сальниками и пыльниками. Наряду с ними иногда используется пропитанное маслом кольцо из поролона. Оно обеспечивает интенсивную смазку бушингов и снижает трение.
Инструменты и принадлежности
Чтобы подтянуть вилку на горном велосипеде и ликвидировать возникшие неполадки, приготовьте:
- отвертку;
- шестигранник;
- гаечный ключ;
- компактный газовый ключ;
- пассатижи;
- керосин для промывки компонентов;
- смазку;
- шприц;
- вилочные масла;
- тряпки, защитные перчатки.
Демонтаж вилки
Чтобы снять вилку, следует перевернуть велосипед, убрать переднее колесо, руль, вынос руля, рулевую трубу. Демонтировать вилку важно без резких движений, чтобы шарики остались в подшипнике. Следует взять острый предмет и снять конусовидное кольцо со штока, всесторонне поджав его.
Рассмотрим пошагово алгоритм разборки пружинно-эластомерной вилки:
- взять шестигранник и отвинтить нижние болты;
- учитывая ход, отвинтить болт, ответственный за регулировку степени сжатия пружины Preload;
- вынуть эластомер, ограничивающий пружинный хорд;
- убрать штаны, отвинтить болты;
- повернуть бушинги вокруг их оси, извлечь их отверткой, достать пыльники.
Разборка завершена. Далее следует осмотр компонентов на предмет их целостности, промывка в керосине, смазывание.
Уход за пружинно-эластомерными вилками
Чтобы смазать пружинно-эластомерную вилку, нужно набрать масло в шприц и залить его под пыльник. Потом – разработать вилку и удалить остатки смазки ветошью. На ноги у сальников желательно наносить тефлоновую смазку. Удобно пользоваться средствами в форме аэрозоля. Предпочтение стоит отдавать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.
Переборка пружинно-эластомерной вилки с очисткой внутренних компонентов выполняется в такой последовательности:
- демонтируются и очищаются штаны;
- протираются и смазываются штоки;
- очищаются, замачиваются и смазываются сальники;
- очищаются и смазываются пружины;
- очищается эластомер, если он задубевший – подрезается (для смягчения вилки цилиндр эластомера достаточно уменьшить на 1–2 см);
- протираются бушинги;
- выполняется обратная сборка.
Если эластомер разрушен, его частицы могут оказаться между пружиной и корпусом ноги, приводя к заклиниванию вилки. В таком случае остатки эластомера можно полностью убрать. При этом ход вилки увеличится, но есть риск ее полного пробоя.
Обслуживание масляных и пружинно-масляных вилок
Особенность таких моделей состоит в присутствии в одной из штанин масляного картриджа. Он исполняет роль демпфера. Перебирать и смазывать переднюю вилку на горном велосипеде (как, впрочем, и задний амортизатор на двухподвесе) важно для поддержания ее эффективной и долговечной работы. Для обслуживания нужны вилочные масла 2-х типов: демпфирующее вязкостью 5W и смазочное на 15W.
Обычно после 1-й переборки вилка функционирует даже лучше, чем изначально после приобретения. Это объясняется взаимной притертостью деталей, их тщательной очисткой и заливкой чистого масла. Желательно проверять, смазывать вилку и менять изношенные резинки ежемесячно. Об актуальности замены масла говорит уменьшение хода вилки, ухудшение отскока и неудовлетворительная работа регулировок.
Рассмотрим, как заменить масло в передней вилке велосипеда. Демпфирующий механизм размещен в правой ноге. Для обслуживания нужно:
- убрать вверху блокировочную ручку;
- ключом на 24 выкрутить пластиковый блокирующий механизм;
- без значительных усилий вынуть механизм из трубы, держа вилку вертикально;
- слить масло, если оно помутневшее – нужно будет заменить;
- перевернуть вилку и осторожно выдавить оставшийся в ней поршень регулировки интенсивности отскока, на конечном этапе выдавливания воспользоваться отверткой или длинным стержнем;
- тщательно вычистить все поверхности;
- залить в демпфер чистое масло 5W;
- поместить кольца в масло 15 W;
- промазать сальники рекомендуемой смазкой;
- аккуратно установить демпфер обратно, не допуская выливания масла;
- проработать штоком отскок, погонять внутри масло для его лучшего распределения;
- смазать консистентной смазкой уплотнители из резины;
- установить их на место.
Проблема течи масла
Незначительная течь из правой ноги непосредственно после процедуры замены масла – явление временное. Это вытекают излишки, попавшие в шток. Также временно (максимум день) могут наблюдаться проблемы с блокировкой хода. Они исчезнут, когда масло распределится по картриджу. Продолжающаяся течь может свидетельствовать о том, что при монтаже демпфера уплотнитель деформировали, замяли или не полностью ввинтили в ногу.
Для устранения неполадок нужно:
- разводным ключом немного выкрутить демпфер, оголяя резьбу;
- осмотреть уплотнитель;
- смазать резинку;
- ввинтить демпфер.
Если масло протекает из-под блокировки вилки (находящийся вверху синий диск), установите вспомогательное кольцо. Если наблюдается течь из-под регулировки отбоя, можно сделать 4–5 витков фум-ленты по болтовой резьбе в месте, где расположен переключатель интенсивности отскока. Также следует заменить уплотнительное кольцо на более массивное. Для устранения течи через шток отбоя придется полностью разобрать этот узел и заменить в штоке внутреннее уплотнение.
Уход за воздушными и воздушно-масляными вилками
Такая конструкция передней вилки горного велосипеда считается наиболее сложной для переборки. Она имеет масляный демпфер и воздушную камеру, в варианте Solo Air – одну, в версии Dual Air – две. Процесс обслуживания во многом схож с алгоритмом ухода за масляными вилками, но дополнительно нужно:
- стравить воздух;
- поместить уплотнители из поролона в смазку вязкостью 15W и выдержать в ней;
- после монтажа демпфера – в камеры влить по 5 мл масла 15W (воспользоваться шприцом, держать его наконечник под углом 45°);
- после монтажа поршней – накачать вначале позитивную, а затем негативную камеру.
Как регулируется вилка на горном велосипеде
При регулировке передней вилки горного велосипеда вначале выставляется сэг. Регулируется отскок. Под них настраивается низко- и высокоскоростная компрессия. Регулировку нужно делать пошагово: после каждой корректировки контролировать ход при езде, а потом приступать к настройке следующего параметра. Это поможет ощутить отличия в ходе и лучше оценить результаты произведенной регулировки.
В вопросе, как отрегулировать ход передней вилки горного велосипеда, рекомендуется начинать настройки из нейтральной позиции. Следует на 100% открутить стрелки компрессора против часовой стрелки и на 50% выставить отскок.
Как ухаживать за вилкой горного велосипеда
Правильный уход за велосипедной вилкой включает:
- Поддержание ее в чистоте без использования мойки повышенного давления. Под напором загрязнения с пыльников и вода могут частично оказаться внутри вилки, способствуя ее ускоренному износу и худшему выполнению своих задач.
- Очистку пыльников чистой ветошью. Достаточно обернуть лоскут чистой ткани вокруг ноги конструкции и устранить загрязнения движениями со стороны в сторону.
- Использование защитной пленки – для защиты вилки от сколов и прочих повреждений. Дополнительно рекомендуетсяо проклеить пленкой места прилегания кабелей и гидролиний, чтобы избежать их трения о вилку при езде.
- Своевременное сервисное обслуживание – в соответствии с инструкцией. При износе сальников и пыльников внутрь попадает все больше загрязнений, и приходится чаще менять масло.
Помните, что регулярное техобслуживание амортизаторов и содержание их в чистоте требуют усилий, но сполна окупаются их долговечной и эффективной работой.