Россия, Смоленск
Телефон:
+7 (920) 310-45-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Что изменится с 1 апреля для водителей

В 2024 году водителям придется пересдавать на права. Кого это коснется

image

Президент России 10 июля 2023 года подписал закон, меняющий порядок получения водительских прав. С 1 апреля 2024 года многих автомобилистов в России обяжут поменять водительские удостоверения. Речь идет обо всех категориях, как популярных B и C, так и специфических M или B1. При этом всем придется пересдать теоретические экзамены, а некоторым еще и отучиться в автошколах и сдать практическую часть экзамена.

Кого затронет замена прав

Менять придется только водительские удостоверения иностранных государств. Сделать это будут обязаны как граждане России, так и иностранцы, получившие в России вид на жительство. На замену удостоверения дается один год с момента получения гражданства или вида на жительство, а для граждан России, вернувшихся из-за рубежа и получивших там национальные права, — в течение года с момента первого въезда в Россию после получения иностранного водительского удостоверения.

Новые правила заполняют пробел в законодательстве, на который не раз указывал Конституционный суд. Так, осенью 2022 года Конституционным судом Российской Федерации было рассмотрено дело водителя Дмитрия Брашкина, который до 2017 года был гражданином Казахстана и именно там получил водительское удостоверение, напоминает юрист, эксперт по ПДД Катерина Соловьева.

image

image

Автомобилиста оштрафовали на 5 тыс. руб. за вождение без российских прав, и Конституционный суд отменил это решение, но при этом выразил позицию о том, что органам законодательной власти необходимо разработать законодательную норму, которая обяжет менять права на российские. Именно такой закон в июне был принят Государственной думой, 5 июля одобрен Советом Федерации и теперь подписан президентом России. Он должен вступить в силу с 1 апреля 2024 года.

Для кого процедуру обмена прав упростят

Обменять иностранное водительское удостоверение на российское можно и сейчас. Порядок этой процедуры предусмотрен постановлением правительства от 2014 года. В независимости от категории, при замене водитель обязан сдать экзамен в ГИБДД, причем как теоретическую часть, так и практическую: на специальной площадке и в городе. При этом при сдаче теории подтверждается и владение водителем русским языком.

Однако проходить переобучение в российской автошколе от водителей с иностранными удостоверениями сейчас не требуется. Фактически иностранные права заменяют собой документ об окончании автошколы, без которого обычные кандидаты в водители до экзаменов не допускаются.

image

До сих пор эта процедура является добровольной. В обязательном порядке менять водительские права требуется только для профессиональных водителей, работающих по найму. Водить личный автомобиль с иностранным удостоверением можно было совершенно законно, что и подтверждается решением Конституционного суда по делу Барашкина.

С 1 апреля 2024 года для обмена прав категорий M, A, B, а также подкатегорий A1 и B1 сдавать практический экзамен по вождению не придется. Достаточно будет собрать все документы, пройти медкомиссию, оплатить госпошлину и сдать теоретический экзамен.

А вот для водителей грузовиков и автобусов, то есть категорий C и E, а также их подкатегорий замена прав усложнится. Им придется не только сдать теоретический и практический экзамены, но и пройти повторное обучение в автошколе. Кроме того, для получения права на управление автобусами отныне нужно будет иметь российский стаж вождения не менее года по одной из автомобильных категорий — легковой или грузовой.

«Сдача теоретического экзамена и получение российского водительского удостоверения должны происходить по месту обучения в автошколе (или филиале, если они есть), а для лиц, получивших вид на жительство, — по месту регистрации. Тем водителям, которым предстоит повторное обучение в автошколе, сдавать [экзамен] нужно будет в отделении ГИБДД, которое с этой автошколой сотрудничает, то есть, опять же, по месту нахождения автошколы», — уточняет Соловьева.

Важно отметить, что предусмотрена сдача экзамена только по одной категории, которая считается высшей. Так, если в иностранных правах открыты категории A, B и C, то водитель сдает экзамен по категории C, а остальные переносятся в российское удостоверение автоматически. Иными словами, водителю автобуса или грузовика не придется сдавать дополнительные экзамены на право управления легковым автомобилем или мотоциклом.

Кому не нужно менять иностранные права

Продолжать пользоваться иностранными правами смогут несколько категорий автомобилистов.

Во-первых, это собственно иностранцы, то есть лица, которые находятся на территории России временно, без вида на жительство. Они смогут продолжить пользоваться национальными водительскими удостоверениями.

image

Во-вторых, это обладатели белорусских водительских удостоверений в независимости от их гражданства. Эти водительские права фактически приравниваются законом к российским.

В-третьих, это дипломаты и члены их семей, а также сотрудники аккредитованных при МИДе международных организаций. Точнее, им тоже нужно получать российские водительские удостоверения, но они будут избавлены от необходимости сдавать экзамен.

Наконец, в теории можно выделить еще одну категорию граждан. Это водители, у которых уже были российские удостоверения, но после истечения срока действия российских прав они долгое время пользовались иностранными. Им будет достаточно просто заменить старое российское удостоверение на новое, даже если первое было давно просрочено, говорил Соловьева.

Зачем нужен новый закон

Авторы законопроекта ссылаются на статистику, согласно которой доля аварий с участием водителей с иностранными удостоверениями растет, при том что общий уровень аварийности падает. Однако эксперт отмечает другую причину, которая до сих пор актуальна: фактическую невозможность со стороны ГИБДД лишить водителя иностранных прав, например за вождение в пьяном виде.

«Новый законопроект устраняет эти проблему, так как в нем четко прописано, что водители с иностранными правами, наказанные, например, за вождение в пьяном виде, до истечения срока лишения получить российские права не могут», — подтверждает Соловьева.

В самом документе сказано, что водитель, лишенный права управления автомобилем на территории России, не сможет обменять иностранное удостоверение на российское до истечения срока лишения. А его иностранное удостоверение в течение года перестанет действовать.

Что будет, если ездить с иностранными правами больше года

По словам юриста, наличие у лица, постоянно проживающего в России, иностранного водительского удостоверения, как и просроченного российского, не является смягчающим обстоятельством и карается так же, как и при отсутствии водительских прав.

«После истечения года иностранные водительские удостоверения у граждан РФ или лиц, получивших вид на жительство в России, перестают быть действительными и управление транспортом с ними будет приравниваться к вождению без прав. За это предусмотрено наказание по статье 12.7 КоАП — штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.», — напоминает Соловьева.

Кроме того, водитель, остановленный за вождение без прав или с недействительным удостоверением, согласно ст. 27.12 КоАП отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Это означает, что сам он сесть за руль больше не может, и если рядом не окажется пассажира с действующим водительским удостоверением, то машину отправят на штрафстоянку.

Наконец, штраф в размере до 15 тыс. руб. положен и владельцу автомобиля, который передал его в управление водителю с недействующими правами. А если будет установлено, что владелец машины знал о том, что у водителя нет действующих прав, штраф увеличится до 30 тыс. руб.

Доступ к сервису временно запрещён

Что мне делать?

С 1 апреля миллионы водителей лишатся водительских прав без нарушений ПДД

Все водители транспортных средств обязаны соблюдать правила дорожного движения, потому что иначе собственника автомобиля будут постоянно штрафовать. Если раньше это делали только сотрудники ГИБДД, то теперь, с появлением разного рода современных технологий и инженерных решений, этим активно занимаются камеры контроля дорожного движения, установленные едва ли не через каждые несколько сотен метров в крупных городах на российской территории. Если еще недавно водитель мог лишиться водительских прав лишь в том случае, если он нарушил правила ПДД и был пойман сотрудником ДПС, то уже с 1 апреля все изменится, потому что вступят в силу поправки в законодательство, одобренные еще в январе 2022 года.

Каждый водитель, когда он получает свои первые водительские права, должен в обязательном порядке пройти медицинскую комиссию, которая занесет все необходимые данные в специальную справку. Эта самая справка позволяет убедиться в том, что водитель здоров с физической и психической точек зрения, поэтому он не угрожает другим участникам дорожного движения. Тем не менее, время идет и у многих людей возникают различные проблемы со здоровьем. Кто-то постепенно утрачивает зрение, кому-то становится сложно перемещаться, а у кого-то возникают проблемы с психическим здоровьем. Однако такие водители все равно могут перемещаться по дорогам общего пользования, так как в России нет прямого обмена данными между МВД и Минздравом РФ.

Но уже начиная с 1 апреля, как ожидается, это изменится, потому что МВД и Минздрав РФ начнут напрямую обмениваться информацией о состоянии здоровья лиц, имеющих водительские права. Если сотрудники полиции получают данные о том, что у конкретного человека имеются противопоказания к управлению транспортным средством, его водительские права окажутся аннулированы, о чем его оповестят через портал «Госуслуги», либо письмом по адресу проживания. В таком случае, если водитель продолжит ездить на автомобиле или ином транспортном средстве, на котором ему запрещено отныне перемещаться, его заставят заплатить денежный штраф в размере 30 000 рублей, либо его арестуют на срок до 14 суток. Наказание будет точно таким же, какое было бы для тех, у кого вообще никогда не было никаких водительских прав.

При этом восстановить водительские права можно будет только в том случае, если водитель решит проблемы со здоровьем и пройдет медкомиссию. Также потребуется оплатить государственную пошлину, после чего водительские права окажутся возвращены обратно. В течение всего срока, когда права были аннулировали из-за проблем со здоровьем, стаж не будет считаться, поэтому скидка по страховке ОСАГО накапливаться не будет. Учитывая, что за многие десятки лет у миллионов водителей могли возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, в том числе психическим, вполне может получиться так, что ГИБДД придется аннулировать водительские права множества водителей, как только данные из Минздрава РФ начнут поступать в автоматическом режиме. В таком случае прав окажется возможно лишиться даже без нарушения ПДД и вообще без управления транспортным средством, чего еще никогда в России ранее не происходило.

Ранее сообщалось о том, что владельцев электросамокатов начнут штрафовать на нарушение ПДД в России.

Что ждет российских водителей с 1 апреля

В России усложняется легализация тюнинга автомобилей

Подорожание страховки

С 1 апреля этого года для расчета скидки бонус-малус (КБМ) в ОСАГО начнут действовать новые повышающие коэффициенты. Так, для водителей, которые три раза попали за год в аварию, КБМ увеличится с 2,45 до 3,92. Центробанк запланировал ввести нововведение еще в конце декабря прошлого года. Аккуратных автомобилистов ждет, куда более скромный бонус от страховщиков — скидка для водителей с десятилетним безаварийным стажем вождения составит 54% против 50% ранее.

Сейчас средняя цена полиса ОСАГО составляет около 5,5 тыс. руб., говорят в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

В марте 2022 года «автогражданка» подорожала на 5%, ее стоимость в среднем по Москве равняется 7,2 тыс. руб.,

а в Санкт-Петербурге – 6,7 тыс. руб., рассказали «Газете.Ru» эксперты финансового маркетплейса «Сравни».

Новые правила тюнинга

С апреля начинает действовать ГОСТ для унификации процедуры переоборудования автомобилей, в том числе с газобаллонным оборудованием.

Как сообщает правовая база «Гарант», документ был утвержден в ноябре 2021 года, в нем перечислены 36 различных изменений в конструкции автомобилей. Теперь для каждой тюнинговой манипуляции прописаны техтребования, методы проверки, применяемое оборудование и основание для признания несоответствия доработанной машины.

ГОСТ в частности устанавливает требования к таким деталям, как установка расширителей колесных арок и колес, чей размер не соответствует заводскому, а также

лебедок, порогов-подножек, спойлеров, обтекателей, дефлекторов, защиты бамперов, шноркеля и тягово-сцепных устройств.

«Рынок покинут недобросовестные участники, а граждане получат повышение качества услуг по внесению изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации», – прокомментировали введение ГОСТа в Минпромторге.

Для проверки изменений в конструкции автовладельцам необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию. В некоторых случаях техническую экспертизу возможно провести дистанционно, для ряда доработок предусмотрена возможность выезда эксперта.

Также впервые прописаны недопустимые изменения в конструкции. Среди них удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы; установка мотора, чьи показатели мощности и крутящего момента более чем на 25% выше, чем у двигателя, предусмотренного конструкцией авто; и установка не работающего во время движения светоизлучающего оборудования.

Без дорогих автомобилей

Японские власти решили ограничить экспорт в Россию и Белоруссию предметов роскоши, в том числе дорогих новых и подержанных автомобилей. Запрет вступит в силу 5 апреля, сообщает Reuters со ссылкой на Министерство экономики, торговли и промышленности Японии.

В Россию из Японии запретят ввозить автомобили стоимостью более 6 млн иен ($49,3 тыс. или 4 млн руб.).

Также под ограничения попали лодочные двигатели ценой более 1,3 млн иен (около 900 тыс. руб.) и мотоциклы стоимостью от 600 тыс. иен (около 415 тыс. руб.).

Японские санкции лишают российских клиентов экспорта почти всей линейки автомобилей Lexus, дорогих моделей Toyota, Infiniti, Mazda и Mitsubishi. Какие именно модели перестанут ввозить в страну, ранее сообщала «Газета.Ru».

В начале марта власти Евросоюза также объявили о запрете на экспорт в Россию автомобилей дороже 50 тыс. евро (примерно 4,7 млн руб.).

Страховщиков попросили из суда

Совет Федерации одобрил поправки в закон об ОСАГО, которые отменяют регрессные требования к автомобилисту, если он не предъявил диагностическую карту страховщику. Поправки связаны с отменой в декабре прошлого года обязательного прохождения техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц.

Раньше в случае регресса страховщики могли потребовать у виновника ДТП без техосмотра всю сумму ущерба.

Дальнобойщиков посторонятся

В апреле в большинстве субъектов РФ начнут действовать временные ограничения для движения большегрузного транспорта. Они вводятся из-за снижения несущей способности конструктивных элементов дорог по причине неблагоприятных природно-климатических условий.

В среднем по стране ограничения вводятся на один месяц – этот период называют «просушкой» трасс.

Регионы сами определяют сроки закрытия и участки магистралей, а также предельную разрешенную нагрузку на ось грузовика. К примеру, в Алтайском крае и Курской области ограничение распространяется на транспортные средства с нагрузкой на ось более 6 тонн, а в Ленинградской области – более 5 тонн на каждую ось при проезде по асфальтобетонным и более 3 тонн по гравийным дорогам.

Грузоперевозчики, у которых транспорт превышает допустимые нагрузки, могут пользоваться закрытыми для них дорогами во время «просушки», если получат разрешение в профильном ведомстве и возместят ущерб.

Ссылка на основную публикацию
Похожее