Как реализуются правила отчетности DAC6 в Германии
Министерство финансов Германии опубликовало проект руководства по применению новых требований к отчетности Директивы Совета (ЕС) 2018/822 от 25 мая 2018 г. (DAC6), который включает отчетность о механизмах трансграничного налогового планирования и обмен сообщаемой информацией с другими странами-членами ЕС.
В проекте руководства представлен общий обзор DAC6, а также обязательств по отчетности посредников и налогоплательщиков , особенности применение критериев для отчетности.
По сравнению с проектом указа, опубликованного 2 марта 2020 года, руководство содержит незначительные поправки, которые в основном касаются правил отчетности для ответственных лиц. Минфин также предоставил подробные инструкции относительно применения правил. Всего текст руководства содержит 69 страниц.
Что такое DAC6?
DAC6 – шестой по счету пакет поправок к европейской Директиве по административному сотрудничеству (Directive on Administrative Cooperation – DAC). Вступившие в силу 25 июня 2018 года поправки стали причиной установления обновленных требований к отчетности налогового характера в ЕС. Европейские налогоплательщики и «посредники» обязаны раскрывать информацию о структурах и сделках, которые соответствуют определенным критериям:
- касаются страны, входящей в состав ЕС;
- являются международными (за исключением некоторых стран, распространяющих действие DAC6 на внутренние сделки;
- соответствуют хотя бы одному из «признаков», довольно широко сформулированных в Директиве.
Стоит заметить, что наличие налоговый выгоды при совершении подотчетной сделки не всегда является обязательным критерием. Целью общеевропейских требований о раскрытии информации DAC6 является борьба с потенциально агрессивным налоговым планированием за счет большей прозрачности. Государства-члены ЕС смогут выявлять потенциально вредные структуры на более раннем этапе, что поможет предотвратить эрозию налоговой базы страны.
К«посреднику» можно отнести лицо, которое занимается разработкой, организацией, осуществлением трансграничной сделки. Посредником также может считаться лицо, которое руководит всем процессом совершения сделки, оказывает помощь и содействие по относящимся к ней вопросам. Ниже в статье приводятся более конкретные формулировки по поводу того, кто может быть признан посредником в трансграничной сделке.
Хотя основное внимание уделяется агрессивным или потенциально агрессивным соглашениям, сфера действия Директивы очень широка и может также инициировать требования о раскрытии информации в отношении стандартных соглашений, которые являются законными и обычными сделками с трансграничными признаками. Новые правила вступили в силу с 1 июля 2020 года. Первый обмен информацией между государствами-членами ЕС начался 31 октября 2020 года.
В данное время требования по отчетности DAC6 уже соблюдают многие европейские страны, и Германия в том числе. Однако широкие формулировки DAC6 предполагают, что разные страны будут трактовать требования по-раному и вносить поправки с ориентиром на свое налоговое законодательство. Беря этот аспект во внимание, Еврокомиссия отслеживает изменения и проверят их на соответствие изначальным требованиям.
Кто должен отчитываться по DAC6?
Соблюдать требования по отчетности DAC6 обязаны в первую очередь так называемые «посредники». Это может любое физическое или юридическое лицо которое разрабатывает, продает, организовывает,реализует или управляет реализацией отчетной договоренности, а также является налоговым резидентом в государства-члене ЕС или иным образом связано с ним.
Посредниками могут считаться, например, спонсоры фонда прямых инвестиций / инвестиционного фонда, управляющие фондами, холдинговые компании, материнские компании, заемщики, кредиторы, агенты, доверенные лица, юристы, консультанты по слияниям и поглощениям, консультанты по долгам, налоговые консультанты, аудиторы, поставщики других консультационных услуг, страховые компании, семейные офисы.
Если два или более лица, принимающих участие в подотчетной сделке, квалифицируются как посредник, отчетности одного такого посредника, как правило, будет достаточно для удовлетворения юридических требований DAC6 (при соблюдении определенных формальных требований).
Внедрение DAC6 в Германии
С 1 июля 2020 года в Германии вступили в силу новые обязательства по обязательному раскрытию информации перед налоговыми органами о некоторых трансграничных соглашениях. Новые правила основаны на 6-й Директиве ЕС об административном сотрудничестве («DAC6»).
Германия ввела DAC6 в национальное законодательство страны Законом о введении обязанности уведомлять о трансграничных договоренностях от 21 декабря 2019 года (Федеральный вестник законов, часть I 2019 № 52) («Закон Германии о DAC»). Следовательно, соответствующие положения были добавлены в Фискальный кодекс Германии (Abgabenordnung).
Куда подавать отчеты DAC6 в Германии?
Посредники должны подавать отчеты в Федеральное центральное налоговое управление Германии (Bundeszentralamt für Steuern) через интернет с использованием специального онлайн-интерфейса. Федеральное центральное налоговое управление Германии опубликовало пошаговые инструкции и видеоуроки, которые помогут во внедрении и использовании схемы отчетности.
Наши предложения в Германии
Сроки подачи отчетности
В связи с пандемией COVID-19 Совет ЕС на основании предложения Комиссии ЕС от 8 мая 2020 года одобрил некоторые поправки к первоначальной Директиве 2011/16 / EU 19 июня 2020 года, позволяющие государствам-членам ЕС выбрать переносить первоначально установленные сроки до шести месяцев. Однако Германия предпочла не откладывать сроки и следовать изначальным рекомендациям Еврокомиссии. Следовательно, отчеты в отношении любой подотчетной сделки заключенной с 1 июля 2020 года и после, должны быть представлены в течение 30 дней после того, как сделка будет готова к реализации.
Какую информацию нужно сообщить?
Федеральное центральное налоговое управление Германии запрашивает, в частности, следующую информацию:
- Личность посредника и налогоплательщика (включая имя, адрес, дату / место рождения, страну проживания и идентификационный номер налогоплательщика, а также данные лиц, связанных с налогоплательщиками, если таковые имеются)
- Описание сделки (включая коммерческую деятельность и соответствующие правовые положения).
- Стоимость и сроки реализации сделки.
- Применимые признаки, по которым сделка классифицировалась, как подотчетная.
- Участвующие государства-члены ЕС и любые другие государства-члены ЕС, которые могут быть затронуты сделкой.
Каждой заявке будет присвоен регистрационный номер («Идентификатор сделки»), а также отдельный номер раскрытия информации («Идентификатор раскрытия»).
Если посредник представляет отчет, он должен передать полученный идентификатор сделки и идентификатор раскрытия информации налогоплательщику, в частности, чтобы тот смог включать такие номера в свои налоговые декларации.
Что будет, если не подать отчетность DAC6 в Германии?Если налогоплательщик не выполнил свои обязательства по поводу отчетности DAC6 в, то ему грозит штраф в размере от 25 000 евро.
Обязательства посредника
Посредники сталкиваются со сложными обязательствами из-за требований о раскрытии информации. Они обязаны:
- Выявить все потенциально подлежащие отчетности договоренности, в которых они участвуют в качестве посредника.
- Собрать соответствующие данные о потенциально подлежащих отчетности договоренностях.
- Идентифицировать конкретные требования к раскрытию информации на основе критериев DAC 6.
- Сообщить налогоплательщику (пользователю) о том, что, сделка является подотчетной.
- Создать эффективные внутренние процессы для выявления, анализа и документирования отчетных механизмов в рамках функционирующей системы управления .
Также посредники обязаны проводить регулярное обучение ответственных сотрудников по всем вопросам, связанным с обязательствами по раскрытию информации.
Какие изменения описаны в руководстве по DAC6 в Германии
Руководство охватывает широкий круг вопросов, включая общий обзор требований DAC6, обязательств по отчетности посредников и налогоплательщиков (пользователей), применение критериев для механизмов отчетности, а также вопросы признаков трансграничных подотчетных сделок и многое другое
Проект руководства также охватывает представление (уведомление) информации о договоренностях, при этом информация должна быть представлена в Федеральное налоговое управление через электронный интерфейс с использованием схемы DAC6 XML. Отправить можно одним из трех способов, в том числе путем передачи данных через BZSt Online-Portal (BOP), через веб-загрузку XML на BOP или через передачу данных через интерфейс ELMA (Elektronische Massendatenübermittlung). Информация, как правило, должна быть представлена на немецком языке, хотя определенная информация может быть на английском языке.
Помимо первичной отчетности, руководство также включает требование о внесении информации об уже реализованных сделках в соответствующие налоговые декларации. Для этой цели обычно достаточно включения регистрационного номера и номера раскрытия информации о договоренности. Если на момент подачи декларации номера еще не доступны, то необходимо указать этот факт в декларации. Несоблюдение требований, подача неверной, неполной или несвоевременной информации приведет к штрафу в размере до 25 000 евро.
Второе приложение к окончательному указу было опубликовано отдельно на домашней странице федеральной налоговой службы 30 марта 2021 года и состоит из списка льготных налоговых режимов и не сотрудничающих третьих стран. Этот список (который будет обновляться по мере необходимости) может использоваться для определения того, соответствует ли подлежащая отчетности трансграничная договоренность условиям признака C1 (особый признак, относящийся к определенным трансграничным транзакциям). Неудивительно, что в список льготных налоговых режимов входит режим нематериального дохода, полученного из-за рубежа (FDII) США, который все еще находится на рассмотрении ОЭСР (который также был включен в список Минфина для целей правила ограничения роялти, опубликованного 20 февраля 2020 года). Однако список, представленный Минфином Германии, не является окончательным и определяющим и должен носить рекомендательный характер.
Dac 6 что это
DAC6 представляет из себя директиву Совета ЕС. Занимается повышением честности и прозрачности базы и методов налогообложения в Евросоюзе. Директива служит противодействием агрессии, стратегиям планирования уменьшения налоговой базы, дает возможность помочь налоговым органам ЕС, обеспечивая их нужными инструментами, позволяет быстро и легко помочь в решении вопросов по злоупотреблению налоговыми положениями.
Министерство финансов Нидерландов обновляет руководство DAC6
Министерство финансов Нидерландов издало Решение № 2023-6233 от 14 апреля 2023 года, которое обновляет и заменяет руководство по трансграничным сделкам, подлежащим отчетности (DAC6).
Как Директива Евросоюза DAC6 повлияет на казахстанский бизнес
Ни для кого не секрет, что в последние годы правительства многих развитых стран ведут серьезную работу по созданию законодательных условий в целях противодействия различным механизмам, которые позволяют международным группам смещать прибыль в страны с меньшей налоговой нагрузкой по сравнению со странами, из которых такие группы фактически получают доход
Одной из глобальных международных инициатив по этой тематике является программа BEPS (Base Erosion and Profits Shifting), разработанная ОЭСР и Группой 20. Казахстан присоединился к этой программе и уже внедрил некоторые рекомендации ОЭСР. Например, ратифицировал Многостороннюю конвенцию MLI, которая начнет применяться с 1 января 2021, и внес изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании в конце 2017 , согласно которым казахстанские международные группы должны теперь представлять в казахстанские налоговые органы заявление об участии в международных группе, межстрановую отчетность начиная с 2016, местную отчетность начиная с 2019 и основную отчетность по требованию налоговых органов.
ОЭСР: Казахстану нужно повышать налоги
В связи с инициативой BEPS cтраны Европейского союза (ЕС) внесли изменения в существующие налоговые директивы, а также приняли новые налоговые директивы, одной из которых является Директива ЕС о налоговых посредниках (DAC6) от 25 мая 2018. Несмотря на то, что данная Директива не распространяется непосредственно на казахстанские компании, ее действие необходимо учитывать, если в состав казахстанской международной группы входят компании, зарегистрированные в странах ЕС. Это могут быть, например, европейские холдинговые, финансовые, торговые, операционные компании или компании – владельцы объектов интеллектуальной собственности.
Что это такое?
Директива DAC6 предусматривает введение требований в ЕС по обязательному раскрытию информации о трансграничных сделках, обладающих признаками агрессивного налогового планирования. Причем налоговые органы стран ЕС будут автоматически обмениваться информацией о таких трансграничных сделках через централизованную базу данных. При этом потенциально такая информация может оказаться в руках налоговых органов Казахстана, в случае направления адресного международного запроса, или может быть получена в рамках так называемого спонтанного обмена информацией от зарубежных налоговых органов.
Директива DAC6 распространяет свое действие на все виды прямых налогов (например, налог на прибыль, подоходный налог), а косвенные налоги не подпадают под её действие (например, НДС, таможенные сборы). Однако данная Директива представляет собой минимальный стандарт, и страны ЕС имеют возможность предусмотреть дополнительные требования. Так, например, Польша приняла решение распространить действие Директивы и на НДС.
«Когда мы будем учитывать национальные интересы?». Казахстан вслед за Россией вводит маркировку на товары
Как это работает?
В первую очередь необходимо определить совершается ли трансграничная сделка для целей DAC6 или нет. В общем случае под понятие «трансграничных сделок» для целей Директивы подпадают не только сделки между резидентами двух различных стран ЕС, но и сделки между резидентами ЕС и резидентами любой иной страны (например, Казахстана). Соответственно, действие Директивы будет также распространяться на сделки компаний в ЕС, если второй стороной сделок выступали резиденты Казахстана, в том числе, в случае внутригрупповых транзакций между компаниями одной группы.
Далее необходимо выяснить, подпадает ли конкретная сделка под раскрытие в рамках DAC6. Для этого нужно проанализировать условия транзакции в соответствии с критериями, установленными Директивой.
В частности, в рамках первого этапа необходимо провести так называемый «тест на основную цель сделки». Данный тест очень похож на «тест основной цели» в рамках Многосторонней конвенции MLI, которая, как ожидается, будет применяться в Казахстане с 1 января 2021.
Тест на основную цель сделки (Этап 1)
В рамках данного теста определяется, есть ли основания полагать, что одна из основных целей сделки заключается в экономии на налогах. Причем соответствие обстоятельств транзакции следующим критериям может указывать на наличие вышеуказанной цели (то есть, экономии на налогах):
— Условие о конфиденциальности сделки и/или условие о вознаграждении в зависимости от налоговых последствий по сделке;
— Типовая сделка, осуществляемая несколькими компаниями группы (в том числе, с использованием стандартных форм документов);
— Приобретение убыточной компании для целей использования её убытков;
— Доход от сделки не облагается налогом или облагается по низкой ставке (включая изменение природы дохода, предполагающее налогообложение по более низким ставкам);
— Искусственное завышение оборотов по сделке (например, в случае наличия ряда сделок, приводящих к циркуляции денежных средств из и обратно в компанию посредством включения «фиктивных» компаний-посредников и/или системы взаимозачетов);
— Расход по сделке является вычитаемым из базы по налогу на прибыль в одной юрисдикции, при этом доход по такой сделке не подлежит налогообложению в другой юрисдикции.
Если условия сделки подразумевают соответствие какому-либо из критериев выше, то информация о данной сделке подлежит раскрытию в рамках DAC6. В противном случае следует перейти ко второму этапу тестирования.
Так ли необходимо ли увеличение ставок налогов в 2020 году в Казахстане?
Данный тест применяется даже если можно прийти к выводу о том, что экономия на налогах не была одной из основных целей транзакции. Тем не менее, если какой-либо из нижеприведённых критериев будет выполняться, о такой сделке необходимо будет уведомить налоговые органы:
— Доход не подлежит налогообложению одновременно в нескольких юрисдикциях в связи с дублированием вычета в качестве амортизации или под видом освобождения от двойного налогообложения;
— Структура сделки позволяет избежать требований об автоматическом обмене информацией, и/или осуществляется сделка с непрозрачной структурой владения/ «пустыми» компаниями;
— В ходе сделки происходит реализация трудно оценимых с точки зрения трансфертного ценообразования нематериальных активов и/или в одностороннем порядке используются так называемые правила «безопасной гавани» (например, когда компания не рассчитывает цену по сделке на основании правил трансфертного ценообразования, а использует лимиты, установленные налоговым законодательством).
Следует отметить, что под указанные выше критерии могут попасть даже достаточно рутинные операции. Например, распределение дивидендов в рамках ЕС и применение освобождений на основании Директивы о дочерних-материнских компаниях, а также локальных освобождений от участия.
Опять же, если какой-либо из критериев Этапа 2 соответствует условиям сделки, то такая сделка подлежит раскрытию в рамках Директивы. Соответственно, сделка признается не подпадающей под действие DAC6, только если она одновременно не соответствуют критериям Этапа 1 и Этапа 2.
Кто непосредственно осуществляет раскрытие информации, и какая информация должна быть раскрыта?
Особенностью Директивы является то, что она вводит требование о раскрытии информации о соответствующих трансграничных сделках, распространяющееся не только непосредственно на участников сделки, но и на третьих лиц.
Так, в рамках Директивы отчитываться по сделке обязаны так называемые посредники (например, банки или консультанты), которые участвовали в разработке, ведении соответствующей сделки или же были осведомлены о ней. К данным посредникам относятся резиденты ЕС, а также компании, имеющие постоянное представительство (учреждение) в ЕС.
Даленов — бизнесменам: Начнем с чистого листа
При этом налогоплательщик – резидент страны ЕС будет обязан самостоятельно отчитаться по сделке, если посредник отсутствует, находится вне ЕС или же ограничен «профессиональной тайной» в соответствии с местным законодательством (например, адвокаты).
Раскрытию подлежит следующая информация в отношении трансграничных сделок:
— Данные о налогоплательщиках и посредниках, вовлеченных в совершение сделки;
— Критерии, которым удовлетворяет сделка;
— Описание сделки (без описания деталей, раскрывающих коммерческую/профессиональную тайну и т.д.);
— Дата начала сделки и её стоимость;
— Описание правил законодательства, на основании которых осуществляется сделка;
— Данные о лице или стране ЕС, к которым может относиться сделка.
Статус введения Директивы DAC6 и санкции за нераскрытие информации на примере нескольких стран ЕС
В настоящее время Директива уже внедрена в национальное законодательство во многих странах-участниках ЕС, а первой отчетной датой раскрытия информации по сделкам, совершенным в период с 25 июня 2018 года по 1 июля 2020 года, изначально была установлена дата 31 августа 2020 года. Вместе с тем в связи с текущей пандемией COVID-19 ЕС одобрил возможность предоставления странами-членами ЕС отсрочки на 6 месяцев лицам, обязанным подавать отчетность по DAC6 (т.е. каждая страна ЕС сможет самостоятельно решить будет ли такая отсрочка предоставляться компаниям-резидентам данной страны или нет).
Необходимо отметить, что несоблюдение требований Директивы по раскрытию информации может привести к значительным штрафам, размер которых определяется каждым государством ЕС. Для примера предлагаем более подробно рассмотреть статус введения Директивы, а также соответствующие штрафы в ключевых юрисдикциях, в которых осуществляют свою деятельность казахстанские группы.
Великобритания, Люксембург, Нидерланды
Директива DAC6 полностью внедрена в законодательство данных государств. Все эти страны решили предоставить вышеуказанную отсрочку в отношении подачи отчетности на 6 месяцев (т.е. в отношении прошлых сделок, совершенных в период с 25 июня 2018 г. по 1 июля 2020 г., необходимо будет уведомить до 28 февраля 2021 г.).
Размер штрафных санкций может составить (за сделку):
Великобритания – от 5 тыс. фунтов до 1 млн фунтов;
Люксембург – до 250 тыс. евро;
Нидерланды – до 870 тыс. евро.
Точная дата внедрения Директивы в местное законодательство Кипра пока неизвестна, однако Кипр также выбрал применение соответствующей отсрочки на 6 месяцев. Планируется, что штрафные санкции в рамках директивы будут установлены в размере до 20 000 евро.
Что делать?
Как и указывалось ранее, действие Директивы DAC6 может коснуться казахстанских групп, имеющих присутствие в странах ЕС, и рекомендуется:
— Своевременно выявить сделки, подлежащие раскрытию;
— Наладить взаимодействие с консультантами или иными «посредниками» для согласования того, кто и какую информацию будет раскрывать;
— Обеспечить раскрытие информации по сделке в соответствующей стране ЕС в установленные сроки.
Как отмечалось выше, каждая страна внедряет Директиву со своими особенностями. В этой связи для решения рекомендованных задач потребуется наличие соответствующего опыта и локальной экспертизы.
Партнер, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в России и СНГ Александр Токарев
Директор, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Асия Атекеева
Директива DAC6 как иллюстрация нового уровня прозрачности европейских посредников
Директива DAC6 утверждена Советом Евросоюза 25 мая 2018 года в развитие двенадцатого мероприятия Плана BEPS. Цель данного мероприятия — обязательное раскрытие налогоплательщиками схем агрессивного налогового планирования.
Актуальность Директивы для российских бенефициаров европейских компаний обусловлена тем, что документ может применяться при заказе консультирования и составления контрактов у европейских провайдеров услуг по регистрации иностранных компаний (европейских юристов).
Для того, чтобы налоговые органы государств-членов ЕС имели возможность получить исчерпывающую и актуальную информацию о потенциально агрессивных налоговых механизмах, Евросоюз принял решение обязать посредников и налогоплательщиков отчитываться о них до реализации или на первых этапах осуществления.
Также было установлено требование об обязательном обмене полученными сведениями между странами ЕС, который осуществляется наряду с обменом данными, полученными в рамках автоматического обмена финансовой информацией (CRS).
Что касается территориального признака сделок, подпадающих под требования, то речь идет о соглашениях, касающихся более чем одного государства-члена ЕС или государства-члена ЕС и третьей страны, при котором выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- не все участники соглашения являются налоговыми резидентами одной и той же юрисдикции;
- один или несколько участников соглашения одновременно является резидентом для налоговых целей в более чем одной юрисдикции;
- один или несколько участников соглашения ведет бизнес в другой юрисдикции через постоянное представительство, расположенное в этой юрисдикции, и соглашение образует часть или всю деятельность этого постоянного представительства;
- один или несколько участников соглашения ведет деятельность в другой юрисдикции, не являясь резидентом для целей налогообложения и не создавая постоянного представительства, расположенного в этой юрисдикции;
- такое соглашение может повлиять на автоматический обмен информацией или идентификацию бенефициарного владения.
Помимо критерия территориальности, Директива также содержит так называемые “hallmarks” – признаки того, что схема относится к агрессивному налоговому планированию. При разработке признаков была поставлена задача описать свойства агрессивных схем в противовес поиску исчерпывающего определения. Страны ЕС понимали, что агрессивные механизмы налогового планирования постоянно развиваются, подстраиваясь под защитные меры налоговых органов, что делает невозможным разработку термина «агрессивное налоговое планирование». В таких условиях было признано более эффективным перечислить лишь характеристики и элементы сделок, которые являются убедительным признаком уклонения от уплаты налогов или злоупотреблений.
Признаки разделены на пять групп:
- A. Общие признаки, связанные с тестом на основную выгоду.
- B. Специальные признаки, связанные с тестом на основную выгоду.
- C. Специальные признаки, связанные с трансграничными операциями.
- D. Специальные признаки, касающиеся автоматического обмена информацией и бенефициарного владения.
- E. Специальные признаки, касающиеся трансфертного ценообразования.
Для признаков группы A и некоторых признаков иных групп установлено правило об их учете только в случае, если они проходят «тест на основную выгоду». Данный тест считается пройденным, если основной выгодой или одной из основных выгод, которую лицо может разумно ожидать от соглашения с учетом всех относящихся к делу фактов и обстоятельств, является получение налогового преимущества.
Так, признаками, связанными с тестом на основную выгоду, являются:
- соглашение, в котором соответствующий налогоплательщик или участник соглашения обязуется соблюдать обязательство конфиденциальности, которое может потребовать от него не раскрывать, каким образом соглашение может обеспечить налоговое преимущество перед другими посредниками или налоговыми органами,
- соглашение, которое имеет в значительной степени типовую документацию и (или) структуру и доступно более чем одному соответствующему налогоплательщику без необходимости существенно адаптировать его для реализации.
Совет ЕС признал, что важно не оставлять регулирование правил сообщения о схемах на откуп национального законодательства, но установить стандартные общие правила отчетности на уровне Евросоюза. При этом членам ЕС предоставлена возможность принятия на их основе своих правил. Государство также вправе собирать дополнительную информацию, но обмен такой информацией происходит не в автоматическом режиме, а только на спонтанной основе или по запросу.
Также Директива позволяет членам ЕС устанавливать на национальном уровне право некоторых категорий подотчетных посредников на отказ от предоставления информации, если такой отказ обусловлен законной профессиональной привилегией, отраженной в национальном законодательстве.
Директива DAC6 была имплементирована в законодательство многих государств-членов ЕС, включая Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Данию, Ирландию, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Хорватию, Эстонию, Финляндию, Францию.
Первой отчетной датой раскрытия информации было установлено 31 августа 2020 года. Однако в связи с пандемией COVID-19 на уровне Директивы была установлена возможность переноса сроков представления отчетности и некоторые страны воспользовались таким правом и отложили первую дату представления информации на более поздний срок.
Что касается практических последствий Директивы, то она, прежде всего, затрагивает европейские компании и консультантов из государств-членов ЕС. Однако если российская компания подпадает под перечисленные выше территориальные признаки, например, имеет представительство в Европе, и с учетом этого является участником соглашения, подпадающего под декларирование, то на такую компанию могут распространяться требования DAC6.
Кроме того, российским бенефициарам и участникам европейских компаний, привыкшим к определенной степени конфиденциальности в отношениях с консультантами, следует учитывать новые реалии при выстраивании коммуникации с провайдерами услуг из Европы.
Отметим, что Директива DAC6 не действует в России, и широкой общественности неизвестно о законопроектах, сходных с данным актом. Здесь следует упомянуть и исторического предшественника DAC6 — Типовые правила обязательного раскрытия информации о схемах избежании CRS и непрозрачных оффшорных структурах (Model Mandatory Disclosure Rules for CRS Avoidance Arrangements and Opaque Offshore Structures, MDR), разработанные на базе ОЭСР еще в 2015 году для воплощения вышеупомянутого двенадцатого мероприятия Плана BEPS. Данный документ также представляет образец механизма сбора информации о вредоносных схемах в налоговых целях. Фактически Директива DAC6 является реализацией MDR в Евросоюзе.
Что касается нашего государства, то поддерживает План ВEPS, который хотя и не является юридически обязывающим, но при этом представляет собой результат международного консенсуса многих стран, разделяющих мнение о необходимости реализации его целей. Поэтому не исключено, что в будущем обязанности консультантов, подобные тем, что предусмотрены европейским законодательством и документами ОЭСР, будут имплементированы и в отечественное право
Тенденция к прозрачности для обеспечения интересов бюджета прослеживается и в российском законодательстве. Уже известны примеры ограничения конфиденциальности в некоторых сферах профессиональной деятельности в налоговых целях. Так, для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов c 2019 года в Налоговом Кодексе закреплена обязанность по предоставлению данных по запросу налоговых органов. При этом такой запрос возможен в двух ситуациях.Во-первых, истребование документов допускается, если они не были предоставлены налогоплательщиком по запросу. Запрос возможен только в рамках проведения выездной налоговой проверки и в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Во-вторых, истребование документов у аудиторов возможно при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами. По общему правилу аудитор вправе проинформировать налогоплательщика о получении требования налогового органа и о передаче документов. Исключение предусмотрено лишь для случаев, когда запрос компетентного органа иностранного государства запрещает информирование налогоплательщика.
Резюмируя изложенное, отметим, что Директива DAC6 знаменует новый этап в отношениях между европейскими консультантами и бизнесом. Ее положения означают для российских бенефициаров и участников европейских компаний необходимость по-новому взаимодействовать с консультантами из Европы.
Поскольку Директива преследует цель реализации Плана BEPS, который поддерживает наше государство, не исключено, что и российское право воспримет тенденцию к большей прозрачности отношений между консультантами и налогоплательщиками для защиты налоговых интересов страны. Такие меры выглядят особенно актуальными в условиях несения потерь бюджетом от борьбы с пандемией коронавируса и с учетом того, что примеры ограничения профессиональной тайны в отечественном праве уже имеют место.