Россия, Смоленск
Телефон:
+7 (920) 310-45-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Что такое тренога на дороге

Что нужно знать о мобильных камерах на треногах

image

Уходящее лето запомнится автомобилистам огромным количеством новых камер на дорогах. Системы видеофиксации удивили дачников, появившись даже в маленьких населенных пунктах и на локальных дорогах, причем львиную долю камер составили мобильные комплексы, установкой и обслуживанием которых занимаются частные компании. Однако такие комплексы являются законными, а места их установки в обязательном порядке согласовываются.

ГИБДД не занимается установкой камер, неоднократно заявлял глава Госавтоинспекции Михаил Черников. По его словам, еще пять лет назад все комплексы видеофиксации в России были переданы на балансы регионов. По закону, частная компания может заключить госконтракт с регионом, за свой счет установить камеры и получать фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа.

Чьи это камеры

В Подмосковье помимо комплексов государственного Центра безопасности дорожного движения работают камеры, обслуживающиеся компанией «МВС Груп». Несколько лет назад она заключила с правительством Московской области концессионное соглашение и стала самым крупным эксплуатантом камер в регионе. В течение 2018 г. общее число камер в Подмосковье должно достигнуть 20 тыс. — как стационарных, так и мобильных.

Аутсорсинг мобильных комплексов фиксации нарушений — мировая практика, объясняет автоэксперт и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, далеко не каждый регион может содержать на балансе такие комплексы, а истории о частниках, купивших или взявших в аренду одну камеру — вообще миф.

«Учитывая стоимость треноги, затраты на обслуживание и отправку постановлений о штрафе нарушителю, простой гражданин вряд ли сможет себе позволить такой бизнес», — уточняет Моржаретто. Например, самый распространенный фоторадар «Крис-П» в комплекте с мобильным постом и блоком передачи данных в сумме стоит около 700 тыс. рублей. А стоимость более новых устройство типа «Кордон» доходит до 2 млн руб. в зависимости от комплектации.

imageБолее современный комплекс «Кордон-М» уже способен фиксировать движение по обочине и выезд на встречную полосу. распознает номерные знаки разных стран мира, включая двустрочные

С каждого штрафа владелец камеры получает фиксированную премию вне зависимости от его размера. В Подмосковье эта сумма составляет 233 рубля. Средняя сумма оплачиваемого штрафа с учетом 50-процентной скидки составляет 340 руб., то есть в бюджет региона попадает чуть более 100 рублей.

В день подмосковный Центр безопасности движения фиксирует от 50 до 70 тыс. нарушений. Заместитель директора центра Виктор Марков в интервью НТВ рассказал, что результатами доволен, поскольку аварийность на дорогах Подмосковья снизилась более, чем на 10%. От штрафов обслуживающая организация получает более 11 млн руб. в день, существенная часть которых идет на содержание камер и персонала. В итоге, по официальным данным, главный подмосковный оператор камер за полгода заработал «всего» 250 млн рублей.

С другой стороны, те же камеры без затрат государства пополняют бюджет области ежедневно примерно на 5 млн рублей. Доходит до того, говорит Игорь Моржаретто, что эти деньги заранее закладываются в бюджеты, что неправильно.Подробнее на Autonews

«С одной стороны, количество ДТП уменьшается в частности потому, что появились камеры. С другой стороны, в регионах штрафы становятся статьями пополнения бюджета, который теперь зависит от числа нарушителей», — возмущается эксперт, добавляя, что уже есть законопроект об отправке собранных штрафов только в дорожные фонды, а не местные бюджеты.

Как они работают

Еще один миф — маскировка радаров ради увеличения заработков. Место установки каждой мобильной камеры должно быть утверждено начальником ГИБДД района, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, и это, как правило, наиболее аварийные участки дорог. Прятать камеры запрещается, как и ставить их за перегибами дорог или в поворотах.

Согласно инструкции по эксплуатации, радар может контролировать прямолинейный участок дороги длиной 50–60 метров. Та же инструкция регламентирует максимально допустимое расстояние от датчика камеры до проезжей части: до 5 м для контроля 3–4 полосы дороги, до 9 м — для 2–3 полосы, до 13 м — для 1–2 полосы и до 17 м — для контроля 1 полосы. При этом до края первой полосы должно быть не менее 3 м, а угол поворота камеры к дороге настраивается по специальной линии ориентира, которая должна проходить параллельно кромке дороги.

У каждого оператора должно быть свидетельство о поверке камеры и документ с визой руководителя местного подразделения ГИБДД, в котором утверждается место размещения камеры.

image

Ранее депутат Госдумы Александр Старовойтов внёс предложение об обязательной установке предупреждающих знаков даже перед мобильными комплексами видеофиксации, но пока места установки камер на треногах не обозначаются знаками и часто становятся для водителей полной неожиданностью. Административный регламент МВД России тоже не требует обязательного уведомления водителей о местах размещения средств автоматической фиксации.

С другой стороны, статья 8.23 ПДД требует применения знака «Видеофиксация» для устройств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотосъемки или видеозаписи. Но противоречия нет, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, поскольку ПДД описывает определенные виды дорожных знаков, но не говорит, как и с чем они применяются. А правила применения дорожных знаков определяются ГОСТами.

Именно поэтому требование о предупреждающей табличке распространяется исключительно на стационарные комплексы. «Табличка должна быть, но в правилах применения дорожных знаков эта табличка обязательна только при работе стационарных комплексов автоматической фиксации. До тех пор, пока не будет просто прописано «при работе комплексов видеофиксации», все не стационарное не требует табличек», — объясняет юрист.

Какие радары бывают

Помимо мобильных комплексов, смонтированных в фургонах, в России используется несколько типов переносных камер на треногах. Изначально на дорогах применялись комплексы «Арена», сейчас самыми распространенными являются аппараты «Крис-П» производства компании «Симикон». Они могут работать в обе стороны при любой освещенности, а помимо скорости умеют фиксировать движение по автобусной полосе и проверять номера по базам розыска транспортных средств.

На данный момент «Крис-П» снят с производства, а более новый комплекс «Кордон-М» той же компании умеет также фиксировать движение по обочине и выезд на встречную полосу. Такая камера распознает номерные знаки разных стран мира, включая двустрочные, собирает статистику интенсивности потока, хранит видеоролики по каждому нарушению, может вести видеотрансляцию и передавать данные на серверы центров обработки данных. А вариация «Кордон-Темп» также может фиксировать превышение средней скорости на участке дороги длиной 200 метров.

imageСамыми распространенные радары Крис-П — которые могут работать в обе стороны при любой освещенности, а помимо скорости умеют фиксировать движение по автобусной полосе и проверять номера по базам розыска транспортных средств. На данный момент Крис-П снят с производства

Фоторадар устанавливается на треноге, а в салоне патрульного автомобиля работает мобильный пост (ноутбук с модулем управления), который получает информацию по проводам или радиоканалу на расстоянии до 1,5 километров. Кроме того, радар может работать и полностью автономно, записывая данные на съемный накопитель.

Если фургоны государственного Центра безопасности дорожного движения с фирменной символикой выглядят вполне официально, то переносные радары на треногах, рядом с которыми обычно стоят частные автомобили, часто вызывают агрессию водителей. Автомобилисты ломают камеры и даже нападают на операторов, которые, по устоявшемуся мнению, могут быть лично заинтересованы в собирании штрафов, а не профилактике нарушений.

Игорь Моржаретто сравнивает деятельность таких активистов с действиями британских дорожных хулиганов и предупреждает о возможных последствиях. Повреждения камер попадают под статью 167 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 40 тыс. руб., обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Кроме того, виновнику придется возмещать стоимость поврежденной камеры.

Законность частных камер видеофиксации нарушений на дорогах

В статье описаны правила использования и размещения частных камер-треног, а также законные способы борьбы с ними. Водители, которым постоянно приходят штрафы за нарушения ПДД, узнают, как доказать свою невиновность, если нарушение зафиксировано частником.

Что говорит закон об установке треног

Статьей 2.6.1 КоАП устанавливается ответственность за нарушения в области дорожного движения, зафиксированные техническими средствами с функцией ведения съемки (фото или видео).

Если говорить о камерах видеофиксации на дорогах, закон предоставляет право использовать их различным частным фирмам с явной коммерческой выгодой для них. Подобный фактор привел к глобальному распространению подобной деятельности.

Основой для передачи полномочий выступают концессионные соглашения, подписываемые на основании Федерального закона № 115 от 21 июля 2005 года. Главный объект соглашения — отдельный участок дороги. Субъектами же выступает ИП или юрлицо.

На условиях соглашения и с соблюдением ГОСТов субъекты вправе размещать на дорогах частные камеры. Фирмам выгодно фиксировать как можно большее число нарушений с помощью установленных средств видеофиксации. За это причитаются солидные проценты от выплаченных нарушителями штрафов или же фиксированная плата, утвержденная за фиксацию 1 нарушения.

Камеры будут обозначать специальным знаком

Между тем вскоре правила использования мобильных камер изменятся. В марте 2021 года ГИБДД предложила ввести временный информационный знак «Комплекс фотоконтроля», который должен устанавливаться за 150-300 м до работающей треноги. Эксплуатирующие компании обязаны будут предупреждать водителей, что впереди стоит камера, измеряющая скорость. Прятать треноги уже будет запрещено законодательно.

Проект поправок в ПДД прошел обсуждение на сайте правительства и сейчас согласовывается с органами власти.

Законопроект

В начале июля 2021 года в Госдуму группой депутатов был внесен проект закона 743069-7, который бы помешал частникам злоупотреблять правами коммерческого использования камер. Проектом предлагается внести отдельные изменения в КоАП.

Камеры все же не исчезнут, но планируется внести ряд существенных поправок:

  1. Передать средства фиксации в собственность государства или его субъектов.
  2. Правительство должно определить требования к устройствам видеофиксации.
  3. Дополнительно правительству предлагается определить точный перечень мест для установки камер переносного вида.

Пояснительная записка отражает причины необходимости принятия поправок:

  1. Комплексы на треногах устанавливают не на участках, где зафиксирована повышенная аварийная обстановка, а в местах постоянных незначительных и спорных нарушений.
  2. Установка устройств производится с нарушениями или же намеренным завышением процента погрешности.
  3. Переносные треноги не отмечаются предупредительными знаками по причине законодательных пробелов.
  4. Инициаторы законопроекта уверены, что частными лицами технические средства устанавливаются преднамеренно таким образом, чтобы зафиксировать как можно большее число нарушений.

Есть основания утверждать, что закон о камерах видеофиксации все же будет принят, но в 2021 году. Изменению текущего положения также способствуют массовые протесты водителей, описанные в СМИ. Они идут порой на крайние меры в борьбе с несправедливым, по их мнению, привлечением к административной ответственности.

Так, некоторые моменты относительно средств видеофиксации были отмечены Главой государства. Он потребовал, чтобы были ужесточены правила фиксации нарушений правил дорожного движения, владельцы камер уведомляли водителей о месте, где находится оборудование, были увеличены штрафы за нарушение правил использования устройств.

Основания для отмены штрафа с камеры

Не всегда претензии инспекторов ГИБДД к водителю правомерны. Оспорить вмененный штраф можно в следующих ситуациях:

  • сотрудник не объяснил, какое нарушение было совершено водителем;
  • на фотоснимке не усматривается знак, правило которого водитель нарушил по мнению инспектора;
  • устройство было скрыто сотрудником;
  • инспектор предлагает за «денежный бонус» удалить данные о нарушении из памяти прибора;
  • показания видеорегистратора водителя отличаются от показателей инспектора.

Как работают частные камеры и что фиксируют

Специальные приборы снабжены датчиками, которые фиксируют скорость движения транспорта, пересечение им разметки и т. д.

Мобильные средства видеофиксации реагируют на следующие ситуации на дороге:

  1. Водитель превышает установленный режим скорости.
  2. Выезд транспорта на полосу встречного движения или к обочине.
  3. Совершение обгона на поворотах.
  4. Нарушения ПДД на перекрестках.
  5. Игнорирование запрещающих знаков, красного сигнала светофора.
  6. Переезд стоп-линии до светофора.
  7. Остановка в зоне для движения пешеходов или их непропуск.
  8. Маневры, запрещенные на дороге.
  9. Не пристегнут ремень безопасности.
  10. Выезд на дорогу отдельных видов ТС.
  11. Игнорирование разметки.
  12. Ошибки при парковке.
  13. Разговоры по мобильному за рулем.
  14. Не включены фары.

Для каждого вида камер на треноге установлен свой перечень фиксируемых нарушений. Более современные модели предусматривают широкий функционал.

Имеют ли право ставить камеры на автомобили

На дороге встречаются машины без специальных знаков, говорящих о ведении съёмки. Нестационарные средства фиксации ставят в салон либо за ним, что не позволяет водителям снизить скорость заблаговременно.

Теряется смысл установки специальных систем видеонаблюдения – предупреждение совершения нарушений и пресечение возникновения аварийных случаев. При позднем обнаружении камеры водитель может резко затормозить, что приведёт к ДТП.

Патрульный транспорт оснащается специальной графической схемой и должен отчётливо визуализироваться участниками движения.

Правила установки частных камер видеофиксации

Существуют отдельные правила установки на дорогах камер видеофиксации на треноге, они определены инструкцией по эксплуатации:

  1. Тренога должна охватывать прямой участок дороги протяженностью до 60 м.
  2. На обочине тренога камеры выставляется как минимум в трех метрах от края дорожного полотна.
  3. Максимальная дальность установки составляет: для однополосных дорог — 17 м, двухполосных — 13 м, трехполосных — 9 м, четырехполосных — 5 м.
  4. Угол поворота камеры должен быть параллельным дороге.
  5. Допустимая погрешность прибора — не больше 2 км/час.

Камеры вправе устанавливать любой частный субъект, подписавший договор концессии, на таких участках дороги:

  1. Где повышен риск возникновения аварий.
  2. Где нет стационарных приборов видеофиксации.
  3. Определенных местным управлением ГИБДД.
  4. При возможности их визуального опознания издалека водителями ТС.

До установки камера подлежит проверке и сертификации в ГИБДД. Персонал, обслуживающий спецприбор, проходит подготовку и тестируется.

Особенности эксплуатации мобильных треног:

  1. Каждое нарушение должно фиксироваться и подтверждаться распечатками сделанных фото.
  2. Персонал самостоятельно доставляет постановления о начислении штрафов за нарушение правил.
  3. Обслуживание камеры и ее установка оплачивается средствами, полученными за фиксацию нарушений на дороге (% или фиксированная сумма).

Применяемая камера должна иметь в комплектации инфракрасный датчик, распознающий номера, достаточную внутреннюю память и опцию фотораспечатки.

Разрешенные места

  • на участках дорог: 200 м в населённых пунктах и 1000 м вне их пределов, если за 12 месяцев произошло 3 и более ДТП с пострадавшими;
  • на перекрёстках, где за последний год случилось от 3 аварий;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • при многочисленных проездах по обочине, разделительной полосе;
  • на позициях изменения режима скорости;
  • на проезжей части при выделенной полосе для маршрутных ТС;
  • на пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками;
  • в местах запрещения остановки и стоянки авто.

Фото: Инстаграм @sokol_rodoslav

Стационарную технику устанавливают сбоку от проезжей части, на разделительной полосе, над ней, в/под дорожное покрытие. Оборудование крепится:

  1. На отдельных стойках и рамных опорах.
  2. На элементах путевых сооружений, включая тоннели, мосты.
  3. На столбах стационарного электрического размещения.

Треногу располагают на разделительной полосе или сбоку от неё.

Стационарные тех. средства размещают по ГОСТу Р57145-2016:

  • не менее 0,5 м от края дороги (или от бровки земляного полотна);
  • высота установки — от 1,5 м.

Передвижное оборудование запрещают располагать ближе 3 м от точки размещения техники до края автострады. Допускается использование транспорта со специальной вышкой от 0,5 м до начала обочины. Переносные треноги должны располагаться на расстоянии от 0,5 до 2 м от нижнего края до поверхности дороги.

В тему! За пересечение сплошной линии предусмотрен штраф 1 500 руб.

Должен ли быть установлен предупреждающий знак

Законодательство не содержит норм, которые обязывают сигнализировать о размещении на дорогах треног с камерами с помощью предупреждающих знаков.

В статье 8.23 ПДД определено, что на участке, где проводится видеофиксация, необходимо устанавливать спецзнак. Но здесь не указано, в отношении каких средств применяется правило.

ГОСТом Р 52289-2004 устанавливается необходимость размещения предупреждающих табличек там, где на дороге возможна фиксация нарушений с помощью стационарных устройств. К ним не относят треноги, которые являются мобильной техникой. Выходит, что в законодательстве есть упущение, которым активно пользуются коммерческие фирмы.

«Тренога» в действии

Комплекс «Арена» применяется ГИБДД и дорожными службами гораздо чаще «Стрелки». Это известная всем «тренога», которая вызвала нарекания даже у президента Владимира Путина. Именно этот прибор так любят прятать в кустах частные фирмы, взявшие подряд на обслуживание и эксплуатацию камер контроля.

Прибор «Арена» оснащен замечательной камерой, которая способна заглядывать в салон машины и распознавать черты лица водителя и переднего пассажира. При этом контроль скорости может производиться не только спереди, но и сзади. То есть «Арена» выстреливает импульс сначала вперед, а затем может продублировать его после проезда машины, чтобы проконтролировать соблюдение скорости уже после встречи с камерой.

«Арена» работает на расстоянии до 300 метров и может отслеживать автомобили только в прямой видимости. Поэтому ввиду низкого расположения «треножника» реальная дистанция контроля у нее снижается до 100-150 м.

Прибор фиксирует скорость в диапазоне от 20 до 250 км/ч с погрешностью измерения 2 км/ч. При этом камера может определять скорость автомобилей только на двух ближайших полосах движения. На многополосных трассах ее редко увидишь, так как скоростные полосы она разглядеть не может и путается в показаниях. Время непрерывной работы комплекса зависит от аккумулятора. Стандартного заряда хватает на 8 часов.

Можно ли не оплачивать штрафы, если данных о них нет на портале госуслуг? Подробнее

Где треноги не могут быть установлены

Запрещена установка переносных треног-камер в следующих местах:

  1. На извилистых дорогах.
  2. При сильных перепадах высот на местности.
  3. На участках, не отнесенных к аварийным.
  4. Маскирующими методами (за столбом, в кустарнике, в транспорте или же за ним и т. д.).
  5. При отсутствии освещения на трассе ночью.

Наличие камеры в последнем случае будет нецелесообразным, поскольку вспышку использовать в устройствах видеофиксации нарушений на территории РФ не разрешается.

Также действует запрет на установку камеры на треноге на обочине дороги, если не соблюдено минимальное расстояние три метра до края проезжей части. Именно это обязательное условие в большинстве случаев игнорируется.

В каких местах нельзя устанавливать камеры фотовидеофиксации?

На законодательном уровне не разработан список предписаний по расположению радаров. Как можно было убедится выше, даже необходимость соответствующего знака является спорной. Однако водитель имеет право оспорить штраф в следующих случаях:

  • камера была установлена на обочине;
  • прибор был намеренно спрятан в кустах;
  • фиксатор стоял слишком близко к полосе, по которой ехала машина;
  • радар не сопровождался информационной табличкой.

Справка. На данный момент депутаты вносят предложения о разработке правил по установке камер фотовидеофиксации.

Куда идут доходы со штрафов

Поскольку прибыль частников напрямую зависит от количества зафиксированных камерами на дорогах нарушений, они подбирают только современную аппаратуру с широкими функциональными возможностями.

Стоимость ее может варьироваться от 700 тыс. до 2 млн рублей. Чем выше цена, тем больше опций. Ежегодно устройства модернизируются, а перечень фиксируемых ими нарушений возрастает.

Современные модели способны параллельно проводить сверку номерных знаков с базой данных, выявляя нарушителей и угонщиков, сохраняя всю информацию и направляя ее оператору.

Перед тем как получить разрешение на установку камер и их применение, компания должны выиграть тендер. Только тогда она может приступить к работе.

Прибыль получают по простой схеме: каждый штраф, взысканный в бюджет, фиксируется, и концессионер получает либо премию в размере 20–50 % от оплаченного штрафа, либо фиксированную сумму — обычно от 200 до 233 рублей. Расчет премиальных определяют на местном уровне. Разницу от штрафа получает государство.

Исходя из того что в столице в среднем фиксируют примерно 80 тыс. нарушений в день, общая дневная выручка доходит почти до двух миллионов рублей. Муниципалитеты не имеют подобных средств, поэтому выбирают на тендерной основе компанию, которая покрывает все расходы на покупку, установку, обслуживание и ремонт камер, фиксирующих дорожные нарушения.

Срок заключения договора составляет от 10 до 12 лет. Около двух-трех лет компания возмещает за счет указанных премиальных свои затраты, а оставшееся время получает колоссальную прибыль. По окончании срока действия договора камеры отходят государству.

Такая практика сложилась в Москве. Сейчас большинство камер видеофиксации принадлежат государству, что значительно пополняет казну. Годовой доход насчитывает миллиарды рублей.

Прятать больше не придется

Таким образом, несмотря на хорошую дальность радара, в ночное время суток передвижные комплексы могут работать лишь ограниченно. Они не определяют силуэт машины, но могут различать номер на расстоянии до 50 м. И если тренога стоит открыто на обочине, то водитель успевает заметить ее в свете фар и притормаживает.

Некоторые эксплуатирующие фирмы, чтобы увеличить эффективность, маскировали треноги военными сетками, которые не видны не только в ночи, но и днем в пасмурную погоду. Кроме того, выбираются места для установки на освещенных участках трасс, чтобы на фотографии был виден не только номер, но и силуэт машины.

Но и в этом случае далеко не каждое нарушение администрируется ГИБДД из-за короткой дальности инфракрасной подсветки и низкого качества получаемых ночью снимков.

Работа над ошибками. Будут ли камеры выключаться в дождь и в снег? Подробнее

Таким образом, работать «КРИС-П» по ночам может, но с большими ошибками.

По характеристикам передвижной комплекс «Скат-С» похож на «КРИС-П» за небольшим исключением. Камера устанавливается на крыше машины на высоте в 2 метра и может заглядывать дальше, чем с треноги. Кроме того, ее не спрячешь в кустах. «Скат-С» способен измерять скорость до 350 км/ч на расстоянии до 100 м. Ночью дальность действия также ограничивается инфракрасной подсветкой.

В соответствии с ГОСТ Р 50577 4, веpoятнocть pacпoзнaвaния номеров в дневное время составляет 94,46%. По ночам вероятность достоверного определения номера машины снижается до 88,92%. Таким образом, и этой камерой далеко не каждый номер машины может быть прочтен в ночи.

Правила установки мобильных камер на треногах

image

Автор: Анна Нерубенко. Юрист. Опыт работы более 16 лет, в том числе 10 лет в арбитражном суде. Дата: 15 сентября 2019. Время чтения 5 мин.

Нормы видеофиксации нарушений ПДД определяются ГОСТами Р57144-2016 и Р57145-2016. Треноги устанавливают сбоку от дороги или на разделительной полосе на расстоянии от 3 м от неё. Высота оборудования от нижнего края до земли — в пределах от 0,5 до 2 м. Запрещается устанавливать треногу в местах, где её не видно водителям. Знак 8.23 «Фотовидеофиксация», предупреждающий о наличии передвижных средствах съёмки, необязателен.

Нередко, управляя автомобилем, водители слышат сигнал антирадара, информирующий об установке камеры, и снижают скорость, но не видят ни средства слежения, ни специальных знаков. Получив «письмо счастья» за нарушения ПДД, автовладельцы хотят знать, насколько правомочна деятельность частных лиц по установке техники.

Чьи это камеры: законодательная база

Статья 2.6.1 КоАП РФ (ч. 1) устана вливает ответственность автовладельцев за нарушение ПДД, зафиксированное специальными автоматическими техническими средствами. Использование оборудования для надзора регламентирует приказ Министерства внутренних дел России № 664 от 23.08.2017.

В 2019 г. продолжают действовать ГОСТы Р 57144-2016, Р57145-2016. Эксплуатация и текущее обслуживание комплексов видеонаблюдения осуществляется коммерческими организациями на основании муниципального контракта между ними и администрацией населённого пункта. Между сторонами заключается концессионное соглашение по правилам Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005.

25.06.2019 Верховный Суд РФ вынес постановление № 20, где предложил под автоматическим режимом принимать работу техсредства без воздействия на него. Разрешается размещение на движущемся транспорте либо при стационарной установке.

Камеры должны пройти сертификацию, иметь соответствующее свидетельство о метрологической поверке. Отсутствие мгновенной фото- и видеосъёмки освобождает владельцев автотранспорта от административной ответственности (п. 26).

Разрешенные места

  • на участках дорог: 200 м в населённых пунктах и 1000 м вне их пределов, если за 12 месяцев произошло 3 и более ДТП с пострадавшими;
  • на перекрёстках, где за последний год случилось от 3 аварий;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • при многочисленных проездах по обочине, разделительной полосе;
  • на позициях изменения режима скорости;
  • на проезжей части при выделенной полосе для маршрутных ТС;
  • на пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками;
  • в местах запрещения остановки и стоянки авто.

image

Фото: Инстаграм @sokol_rodoslav

Стационарную технику устанавливают сбоку от проезжей части, на разделительной полосе, над ней, в/под дорожное покрытие. Оборудование крепится:

  1. На отдельных стойках и рамных опорах.
  2. На элементах путевых сооружений, включая тоннели, мосты.
  3. На столбах стационарного электрического размещения.

Треногу располагают на разделительной полосе или сбоку от неё.

Стационарные тех. средства размещают по ГОСТу Р57145-2016:

  • не менее 0,5 м от края дороги (или от бровки земляного полотна);
  • высота установки — от 1,5 м.

Передвижное оборудование запрещают располагать ближе 3 м от точки размещения техники до края автострады. Допускается использование транспорта со специальной вышкой от 0,5 м до начала обочины. Переносные треноги должны располагаться на расстоянии от 0,5 до 2 м от нижнего края до поверхности дороги.

Где не имеют права ставить

Положения ГОСТов и Приказа 664 не содержат ограничения по расположению установки передвижных средств фиксации. Допускается применение специальных устройств и в тех местах, где находятся временные дорожные знаки (решение Верховного Суда РФ от 16.01.2018 по делу № АКПИ17-960).

Единственным требованием к позиции установки треног остаётся видимость камер с дороги. По смыслу ПДД, статьи 1.5 КоАП РФ, положений регламента владелец автотранспорта должен уведомляться о средстве автоматической фиксации правонарушений.

Кто определяет месторасположения

П. 77 регламента предусма тривает применение перенос ных и мобильных устройств для регистрации нарушений ПДД на дороге, борту патрульного ТС. Выбор места определяется на основании анализа ДТП на аварийных участках.

Скриншот с сайта ГАИ

Установка стационарной техники производится по согласованию с федеральным дорожным агентством в порядке, утверждённом приказом Росавтодора № 2903 от 14.12.2017. Дислокация мест использования нестационарных технических средств фиксации административных правонарушений в области дорожного движения утверждается руководством УМВД субъекта РФ.

Сведения об адресах расположения комплексов публикуют на официальном сайте регионального ГИБДД. Треногу не выставляют без согласования с начальником отделения дорожной инспекции. При его отсутствии решение о наказании можно оспорить.

Скриншот с портала ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса»

Важно! Распределение камер на участках согласовывается с начальником инспекции ГИБДД.

Нужны ли предупреждающие знаки

ГОСТ Р 52289-2004 определяет размещение соответствующей таблички для информирования о возможной фиксации движения стационарными автоматическими средствами на участке дороги. Такими устройствами признают технику, которая расположена на неподвижных конструкциях либо внутри них.

Табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» нужна для специальных автоматических устройств. В отношении переносимых комплексов (треног) никаких разъяснений законодательно не дано. Как показывает судебная практика, отсутствие предупреждающего обозначения не освобождает водителя от соблюдения положений ПДД РФ.

Исключения. Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 18.12.2014 по делу № 12-1195/2014 отменили постановление о привлечении водителя к ответственности по КоАП. Суд счёл, что доказательства вины собрали с нарушением требований.

Использование автоматической фиксации в отношении неопределённого круга лиц разрешается при обязательном уведомлении граждан о ведущемся наблюдении. Привлечение к ответственности при отсутствии знака — нарушение требований КоАП РФ. Записи признаются недопустимыми доказательствами вины водителя.

Имеют ли право ставить камеры на автомобили

На дороге встречаются машины без специальных знаков, говорящих о ведении съёмки. Нестационарные средства фиксации ставят в салон либо за ним, что не позволяет водителям снизить скорость заблаговременно.

Теряется смысл установки специальных систем видеонаблюдения – предупреждение совершения нарушений и пресечение возникновения аварийных случаев. При позднем обнаружении камеры водитель может резко затормозить, что приведёт к ДТП.

Патрульный транспорт оснащается специальной графической схемой и должен отчётливо визуализироваться участниками движения.

Перспективы

01.07.2019 на рассмотрение в Государственную думу РФ поступил законопроект о защите прав собственников автотранспорта. Документ разработали из-за участившихся нарушений при размещении камер видеофиксации их владельцами.

В пояснительной записке говорится — частные комплексы устанавливаются в местах невысокой аварийности либо располагаются некорректно, для искусственного увеличения погрешности.

Информация о предстоящих изменениях в законах о размещении камер в видео:

Законны ли треноги на дорогах

Законны ли треноги на дорогах? Официально — да. Это комплексы фиксации нарушений, устанавливаемые Центром безопасности движения России (ЦБД РФ): «Крис», «Арена», «Стрелка», «Рапира» и другие. Они должны ставиться в зоне действия знаков, в наиболее аварийных участках и по согласованию начальника ГИБДД района. Ниже рассмотрим, законны ли такие радары, по каким правилам они ставятся, в чем плюсы / минусы, можно ли бороться с треногами и уйти от штрафов.

Законны ли треноги на дороге

С увеличением количества мобильных радаров на дороге и, соответственно, «писем счастья» у автовладельцев появляется все больше вопросов. Водители интересуются — разрешены ли камеры на дорогах, ведь по факту их владельцами являются частные лица. По факту они законны. Такие треноги ставятся в местах высокой аварийности, где автовладельцы превышают скорость или не соблюдают другие требования правил.

Нарушение правил дорожного движения является ответственностью ГИБДД, но функцию установки берут на себя региональные представительства ЦБД РФ. Такие функции передаются на баланс местных властей, но из-за отсутствия необходимых средств функции покупки и получения части прибыли передаются ИП и коммерческим фирмам.

Топ 3 автомобильных статей

Резина на ВАЗ 2114 размер 14 — размер шин Колеса на ВАЗ 2114 имеют штатный размер относительно небольшого радиуса – тринадцать дюймов, при этом профиль резины достаточно высокий. Это… ТОП 35 лучших машин для девушек в 2022 году С чего начать выбор авто для женщины Покупка автомобиля – важный шаг для любого человека. Прекрасная половина человечества стала полноправной… Самый надежный автомобиль с пробегом – ТОП 25 лучших… Покупка подержанной машины для многих автолюбителей в России является единственным способом обзавестись личным транспортом. При выборе такого ТС нужно уделить…

Ссылка на основную публикацию
Похожее