Почему аккумулятор не держит заряд?
Автомобильный аккумулятор – не вечный двигатель, и его ресурс рассчитан на определенный срок службы. Если Вы стали замечать, что с утра батарея крутит «как-то не так», или после стоянки в течение нескольких дней невозможно запустить двигатель – нужно искать причину, почему аккумулятор не держит заряд и что делать дальше. Для начала необходимо проверить, разряжена ли батарея. Для этого нужно замерить напряжение на клеммах АКБ, предварительно отсоединив минусовой или плюсовой провод авто. Напряжение должно быть не ниже 12,4 вольт, если меньше – будем разбираться дальше.
Основные причины
Если АКБ плохо держит заряд – причин две: или виноват аккумулятор, или автомобиль. Самый простой тест – зарядить АКБ стационарным зарядным устройством и оставить её неподключенной к машине. Через пару дней замерить напряжение на клеммах, которое не должно быть ниже 12,4 В. В противном случае батарею – под замену. Теперь подробнее о причинах:
- Возрастной износ АКБ . При возрасте более 4-5 лет химический ресурс пластин уменьшается, отсюда и причина повышенного саморазряда. Лечится заменой АКБ.
- Критично низкий уровень электролита в обслуживаемых батареях, пластины оголены. Необходимо долить дистиллированную воду и поставить на зарядку, после чего проверить падение напряжения после нескольких дней простоя. Если все осталось по-прежнему – аккумулятор под замену.
- Сульфатация пластин происходит после того, как батарея простояла в разряженном (менее 12 Вольт) состоянии хотя бы пару недель. Сульфаты покрывают пластины и мешают прохождению электрохимической реакции. В случае, если батареи нестарые, проблему можно попробовать исправить посредством зарядки с десульфатацией аккумулятора и проведения КТЦ, контрольно-тренировочного цикла зарядки, но вернуть 100-процентную работоспособность уже не получится.
- Некорректно работающий генератор также является причиной, из-за которой АКБ быстро разряжается. Проверяется следующим образом: запускаем двигатель, включаем ближний свет и обычным мультиметром проверяем, какое напряжение приходит на клеммы батареи. Оно должно быть в пределах 13,8-14,6 Вольт. Если ниже – скорее всего износились щетки генератора, батарея постоянно недозаряжается. Лечится переборкой узла и заменой щеток.
- Утечка тока , или по-правильному – Ток покоя. Утечка есть в любом автомобиле, и во время стоянки она не должна превышать 0,05 ампера в час. Повышенный ток покоя может возникать как по причине поломки энергооборудования автомобиля (стартер, генератор, электронные блоки управления и т.д.), так и при некорректном подключении дополнительных электроприборов – нештатной авто акустики, ксенона, сигнализации и т.д. Самое неприятное заключается в том, что определить наличие утечки тока довольно просто, а обнаружить конкретную причину и устранить порой бывает очень сложно.
Если ваш аккумулятор перестал держать заряд – начните с самого простого. Необходимо приехать на ближайшую толковую СТО и продиагностировать АКБ двумя приборами: нагрузочной вилкой, с помощью которой мы увидим, держит ли батарея нагрузку (имитация работы стартера). И специальным тестером, который покажет внутреннее сопротивление и остаточный пусковой ток батареи. После такого теста сразу станет понятно, виновата ли АКБ или необходим дополнительный тест энергосистемы Вашего автомобиля.
Из-за чего вдруг резко «садится» даже свежий аккумулятор
Практически каждый водитель знаком с ситуацией, когда автомобиль не заводится по причине разряженного аккумулятора. Если батарея старая, замена неизбежна, но, если проблема возникла с недавно купленным АКБ, стоит задуматься.
- Запускать двигатель;
- Помогать генератору переносить большие нагрузки;
- Обеспечивать электроэнергией приборы сети даже при выключенном моторе.
1. Неисправности генератора.
- Деформация или разрыв ремня генератора;
- Недостаточный уровень натяжения ремня;
- Сломанный регулятор напряжения;
- Неисправность диодного моста.
2. Низкая температура
Зима — самый непростой период в жизни аккумулятора. Именно в это время батарея в машине разряжается чаще. Дело в том, что электролит на морозе становится гуще, в результате чего, контакт сильно ухудшается.
Чтобы не заводить машину на морозе с “прикуриванием”, стоит регулярно отслеживать уровень электролита и его заряд. Нормальный показатель плотности электролита можно отследить по специальной таблице, которую можно найти в свободном доступе в сети.
В связи с угрозой полной разрядки АКБ при эксплуатации автомобиля зимой следует соблюдать одно важное правило: не оставляйте батарею без заряда на холоде, плотность заряда в этом случае может стать больше на 0,01 — 0,03 гр/куб.см. Лучше перенести аккумулятор в теплое место. Ответственные водители даже заносят источник питания домой.
3. Утечка электрического тока
Часто причиной быстрой разрядки АКБ становится утечка тока. Обычно такое явление возникает по следующим причинам:
Как обнаружить утечку тока покоя аккумулятора?
- Вытащите ключ из замка зажигания;
- Опустите стекла и закройте двери автомобиля, поскольку при проверке источника питания происходит блокировка центрального замка;
- Отключите штатное оборудование и все приборы, подключенные к электрической цепи;
- Снимите минусовой токопроводящий вывод;
- Измерьте ток утечки посредством уже упомянутого мультиметра. В норме прибор должен показать 15-70 мА.
- В случае, если вы наблюдаете более низкое значение, можно поочередно вытаскивать предохранители и «отследить», как меняется сила тока. Не удается? Обращайтесь к мастерам автосервиса!
4. Короткое замыкание в аккумуляторе
Что водители делают не так?
Случается, что разряжается аккумулятор на автомобиле и из-за необдуманных действий водителей. Классический пример: оставленные на ночь включенными фары. В авто отечественных марок отслеживать выключение лампочек придется самостоятельно, а вот иностранные производители позаботились об удобных автоматических системах.
Что касается аккумуляторов, которые эксплуатируются более 3-5 лет, их разрядка может наступить вследствие выработки ресурса батареи. Напомним, что со временем источник питания теряет электрический заряд, а также его ёмкость становится меньше.
Естественный износ происходит по причине сульфатации кислотно-свинцовых аккумуляторов — в процессе накопления солей на внутренних пластинах. Сокращение рабочей площади выводов ведёт к ухудшению проводимости и контакта с электролитом.
Как предотвратить быстрый разряд аккумуляторной батареи?
В первую очередь, необходимо сократить количество коротких поездок. Частый запуск двигателя приводит к большим затратам электроэнергии из бортовой сети, которая попросту не успевает пополнится новым зарядом к следующему запуску.
Если вы замечаете, что слишком быстро садится аккумулятор на машине, ее торопитесь искать причину под капотом самостоятельно, без досконального знания схемы устранить исправность не получится. Более того, можно еще и усугубить ситуацию. В случае обнаружения неполадок аккумуляторной батареи, проводки, сопутствующих предохранителей и других элементов обращайтесь в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные специалисты проведут грамотную диагностику, проверят состояние клемм аккумулятора и измерят напряжение в сети с помощью качественного вольтметра. Ремонт любых систем выполняется в соответствии с рекомендациями производителей, точно в срок и по разумной цене.
Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки
Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?
По капельке по маленькой
Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.
Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.
Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.
Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?
Ток против мультиметра
Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.
Итак, наша задача – замерить ток, который потребляет автомобиль в «режиме спячки». Для этого переводим мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае – на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр покруче нашего (что, в общем-то, несложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр надо включить в цепь, и через него пройдёт весь потребляемый ток. Ток утечки должен небольшим – максимум 80-90 мА, но в момент подключения мультиметра в разрыв цепи через него пройдёт ток всего электрооборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может доходить до 15 А и только через несколько секунд опускаться до нормы. Но этих нескольких секунд вполне достаточно, чтобы сжечь если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если он есть).
Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.
Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.
Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.
Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.
О чём говорят цифры?
Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.
Допустим, мультиметр показывает около 40 мА (как это получилось в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Можно возвращать клемму на место, убирать мультиметр и спать спокойно дальше.
Если мультиметр показывает слишком большой ток, нужно искать, что его там в машине потребляет. Для этого нужно выполнить всего одну нехитрую операцию: открыть блок с предохранителями и вытаскивать их по очереди, наблюдая за показаниями мультиметра. Если при одном вытащенном предохранителе ток утечки сильно снижается, значит, в цепи этого предохранителя и находится тот баловник, который поедает зарядку АКБ. Ну а дальше осталось проверить цепь и потребители проблемной сети. Если не знаете, что за предохранитель оказался у вас в руках, посмотрите на обратную сторону крышки предохранителей – на ней обычно бывает их схема.
Что не так?
В общем-то, на этом проверка тока утечки заканчивается. Но было бы неправильным не сказать об ещё одной вещи. Что делать, если утечку найти не удалось, а АКБ всё равно утром севший?
В первую очередь придётся проверять работу генератора. Вполне вероятно, что никакой запредельной утечки нет, а причина садящегося аккумулятора кроется в его обычном недозаряде. Кроме того, никаких предохранителей в цепи генератора обычно не бывает, так что замер тока утечки ничего в этом случае не даст. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах АКБ, затем смотрим напряжение на клеммах после пуска мотора. Если там с работающим мотором и без включенных потребителей остаются все те же унылые 12-13 вольт, генератор пора ремонтировать.
Правда, если у него близок к концу диодный мост, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, а вот под нагрузкой сильно просаживаться. Но диагностика генератора с помощью мультиметра – это уже совсем другая история. Скучная, простая и тысячу раз разжёванная.
Почему аккумулятор не держит заряд 27.10.2021
Со временем все аккумуляторные батареи постепенно изнашиваются и перестают поддерживать заявленную продолжительность заряда. Но если относительно новый аккумулятор не держит заряд, не заряжается от источника электропитания, садится за ночь или теряет заряд в условиях неиспользования, это напрямую свидетельствует о его неисправности.
В этой статье мы рассмотрим основные причины, вследствие которых автомобильный аккумулятор может начать быстро разряжаться, и оптимальные варианты предотвращения либо решения данных проблем.
Аккумуляторная батарея теряет заряд по причине естественного физического износа
По наблюдениям экспертов, после нескольких лет эксплуатации характеристики ёмкости аккумулятора понижаются в среднем на 40 % по сравнению с начальными показателями.
Для замедления данного процесса можно использовать следующие методы:
- максимальное сокращение количества пусков двигателя;
- стабилизация распределения электролита в АКБ (достигается посредством поездки на расстояние около 10 километров);
- осуществление регулярного заряда аккумуляторной батареи только с подходящим по параметрам зарядным устройством;
- обеспечение полного заряда аккумулятора (полуразряженная аккумуляторная батарея более склонна к ускорению сульфатации);
- избегание полной разряженности аккумулятора;
- контроль уровня электролита в батарее;
- использование мер для предотвращения сульфатации пластин не реже одного раза в год.
Подобные меры могут быть достаточно эффективными для устройств, время эксплуатации которых не превышает 3–4 лет. Для более старых аккумуляторов вышеописанный подход может быть уже не актуальным по причине естественного исчерпания ресурса.
Неисправность генератора
Отклонения в функциональности генератора выявляют с помощью специализированного прибора — мультиметра. Для проверки корректности зарядки выполняют следующую процедуру, состоящую из нескольких этапов:
- запуск двигателя;
- активация всех ресурсов, потребляющих энергию (фары, подсветка, освещение в салоне, автомагнитола, подогрев сидений и др.) в режиме холостого хода;
- далее посредством мультиметра производится замер напряжения на клеммах аккумулятора, показатели не должны отличаться от стандартных значений.
В случае когда показатели мультиметра оказываются ниже, аккумуляторная батарея будет склонна к быстрой разрядке. При превышении допустимого уровня напряжения запускается процесс гидролиза, приводящий к испарению влаги из электролита.
При выявлении подобных несоответствий необходимо в кратчайшие сроки заменить либо починить генератор, иначе для аккумулятора всё может закончиться плохо.
Утечка энергии
Для того чтобы определить то, что аккумулятор плохо держит заряд вследствие утечки тока, необходимо использовать универсальный мультиметр.
Проверку осуществляют следующим образом:
- Первый шаг — извлечение ключа из системы замка зажигания.
- Отключение всех ресурсов и систем, потребляющих электроэнергию, от бортовых сетей транспортного средства.
- Далее открывается капот автомобиля, с аккумуляторной батареи снимается «минусовая» клемма, и к ней подсоединяются контакты мультиметра.
- Мультиметр запускается в режиме определения тока утечки (допустимые параметры — 15–70 мА).
При наличии факта утечки тока мультиметр покажет более высокие значения.
Решение проблемы состоит в оперативном выявлении источника неполадок и их устранении.
Электролит утратил номинальные рабочие характеристики
Чересчур быстрая разрядка автомобильной аккумуляторной батареи может быть обусловлена уменьшением показателей плотности электролита, а также чрезмерным испарением из него влаги. Данные проблемы можно компенсировать достаточно быстро, но только при условии корректного и регулярного обслуживания аккумулятора.
Проверяют уровень электролита в аккумуляторной батарее путём откручивания заливных пробок с последующим визуальным контролем. Допустимый уровень электролита — 1,5 сантиметра поверх электродов.
Показатели плотности электролита контролируют с помощью ареометра. При выявлении превышения нормальных значений электролитная смесь может быть разбавлена очищенной (дистиллированной) водой.
В случае когда утери электролита не наблюдается, аккумулятор заряжен на 100 %, но при этом показатели плотности электролитной смеси слишком низкие, возможно, понадобится её частичная замена. Исправить ситуацию поможет обычная спринцовка достаточного объёма. Используя данное нехитрое приспособление, можно удалить определённый объём старой электролитной смеси, а на её место добавить такое же количество новой. Процедура выполняется до тех пор, пока показатели плотности электролитной массы не достигнут нужных значений.
Короткое замыкание аккумулятора
Факт короткого замыкания определяется довольно просто. Подобная ситуация активно стимулирует закипание электролита. Вскипевший электролит провоцирует резкое снижение уровня напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.
В устаревших моделях аккумуляторов существовала возможность прочистки элементов и замены неисправных деталей. Для новых акб осуществление подобных манипуляций невозможно.
Чаще всего аккумуляторы «замыкает» при неподходящих условиях эксплуатации, например при продолжительном размещении машины на открытой стоянке в холодное время года.
Для того чтобы предотвратить подобные проблемы, перед консервацией автомобиля рекомендуется изъять из него АКБ и держать её в отапливаемом помещении, сколько представляется необходимым, не забывая контролировать уровень заряда и показатели плотности электролитной смеси.
Человеческий фактор
Иногда причиной того, почему аккумуляторная батарея быстро разряжается, может стать не её неисправность либо износ, а банальная забывчивость владельца авто. Оставленные долго включёнными энергопотребляющие опции авто (система внутреннего освещения, стеклоподъёмники, фары и др.) могут, в течение определённого промежутка времени существенно снизить уровень заряда аккумулятора. В данной ситуации специалисты воздерживаются от рекомендаций.
Хорошие новости для забывчивых водителей: многие транспортные средства в наши дни оснащаются системой автоматического отключения энергопотребляющих приборов спустя некоторое время после остановки двигателя, что позволит не разряжать АКБ.
Какими способами можно продлить «жизнь» аккумуляторной батареи автомобиля
Специалисты рекомендуют несколько эффективных мер, способных существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи:
- Не реже чем один раз в полугодие осуществлять полную зарядку АКБ.
- Регулярно проводить комплексную диагностику электропроводки автомобиля. При выявлении неисправностей их необходимо оперативно устранять.
- Ускоренный разряд аккумулятора может быть спровоцирован окислением (коррозией) его клемм. Для предупреждения подобной плохой ситуации все клеммы АКБ и полюсные соединения тщательно обрабатываются специализированной смазкой.
- Чтобы предотвратить преждевременный износ аккумулятора и его дальнейший выход из строя, необходимо тщательно контролировать показатели плотности и уровень электролитной смеси.
- Для обеспечения корректного прохождения электрического заряда необходимо периодически очищать клеммы и выводы аккумуляторной батареи от механических загрязнений.
Владельцу автомобиля несвоевременная, быстрая разрядка аккумуляторной батареи может принести много проблем, особенно если он находится в пути, далеко от дома или населённых пунктов. Поэтому знать о возможных неисправностях аккумуляторных батарей и способах их устранения будет не лишним. Неприятную ситуацию лучше предупредить, чем потом иметь дело с последствиями.