9 вещей, которые бесят в каршеринге
Каршеровод Эрик Хачатрян решил составить хит-парад вещей и явлений, которые бесят, когда хочешь взять машину на полчасика, чтобы отвезти своё бренное тело.
1. Курильщики и свиньи
Это не просто №1, это основа основ мирового зла. Курильщики, которые не понимают, что машины после них воняют, не имеют никаких оправданий. «Я открываю окошко, и в салон ничего не залетает» — аргументация уровня начальной школы. Ещё как залетает, и ещё как воняет куревом. Просто это у тебя обонятельные рецепторы убиты твоим любимым Парламентом, поэтому ты не чувствуешь. И неужели ты настолько раб табака, что не можешь потерпеть 15 минут, пока не доедешь?
Свиньи, пожирающие еду из Мак-авто и оставляющие мусор в салоне поле себя не лучше. Или те, которые ногами топчутся по сиденьям и салону. И врубают «Шансон» на максимум. И пристёгивают ремень, а потом садятся на него и едут. В целом это всё одна и та же категория людей, которой плевать на всех окружающих. «А чо такова, мне удобно! Не нравится – не пользуйся, гыгы!». Боюсь, такое лечится только электрошоком.
2. Неизвестность технического состояния автомобиля
Как бы операторы ни декларировали уход за своими авто, но содержать многотысячные автопарки в идеальном состоянии невозможно. В любой момент пользователь может поймать машину со стучащей подвеской, с гнутыми тягами, отказывающими тормозами или даже с убитыми мотором и коробкой.
И ладно когда просто постукивает подвеска и дёргаются холостые обороты. Когда дело касается тормозов, шин и рулевого управления, машина может оказаться банально опасной для водителя и окружающих. Конечно, можно сказать «не бери такую машину, откажись». Конечно, адекватный человек откажется. А если будет неадекватный из первого пункта? И тормоза у него откажут в тот момент, когда он будет тормозить на красный на перекрёстке, который вы пересекаете на зелёный? Вооот.
3. Отсутствие машин в зависимости от времени
Как бы ни распухали автопарки ведущих операторов, уехать на каршеринге из центра Москвы после 22:00 практически невозможно. Доехать на метро до нужного спального района и от своей станции взять машину до дома тоже – все они разъезжаются по самым дальним закоулкам и дворам.
И с этой проблемой нельзя сделать ничего: никакие скидки и бонусы не помогут перегнать машину в центр, если никому туда не нужно ехать. И наоборот: если в 10 утра все люди на работе и в центре, то можно сколько угодно устраивать «зелёные зоны» и акции, но никому в это время не нужно возвращаться в Медведково/Новогиреево/Тушино (нужное подчеркнуть). Ситуация изменится только с появлением машин с автопилотом, которые смогут сами приезжать в пустующие районы, но это явно произойдёт не раньше следующего десятилетия.
4. Отношение ДПС
Если вы проехали на каршеринговом авто мимо дежурящих сотрудников ДПС, и они вас не остановили – то либо машина без оклейки, либо на них резко напал приступ слепоты и диареи одновременно. Потому что «гаишники» тормозят все каршеринговые подряд. Вне зависимости от того, кто за рулём и как едет.
Ведь это очевидно: если вы на каршеринге, то либо пьяный, либо под чужим аккаунтом, либо без прав, либо пьяный, под чужим аккаунтом и без прав. А знаете, что больше всего удручает? Что такие кадры действительно нередко попадаются, и потому эти остановки оправданны. Обидны, но оправданны.
5. Презумпция вины
Об этом мы писали ранее. Если говорить вкратце: пользователь каршеринга всегда виноват априори. Это не компания должна доказывать, что он нарушил правила, а водитель вынужден объяснять, что он ничего не делал.
А поскольку доказательства мало кто сохраняет (отснять всю машину снаружи и изнутри до и после завершения аренды), то и обвинить в чём угодно можно практически любого пользователя. Хоть в курении в машине. С вас списывают штраф, а вы потом уже вынуждены доказывать, что у вас вообще-то астма с 6 лет, и курение убьёт вас в буквальном смысле.
Презумпция вины. Почему всегда и во всем виноват водитель каршеринга?
6. Странные динамические тарифы
Особенно когда они необоснованно взвинчивают цену. Условный Volkswagen Polo стоимостью в 11 рублей в минуту – это уже какое-то безумие, по цене вполне сравнимое с такси уровня «Комфорт».
Собственно, в таких случаях реально проще взять такси, нежели каршеринг. Тем более, что у него, скорее всего, будет доступ на выделенные полосы, а водитель этого несчастного Polo будет вынужден стоять в пробках.
7. Отношение к деньгам
Заморозить 350 рублей и разморозить их через 3 дня? Легко. Списать по ошибке две тысячи, а потом вернуть их бонусами? Вообще без проблем. Будем честны – каршеринговые компании крутят нашими деньгами как собственными, а в обмен дают «фантики». И если это бонусы каршеринга, которым вы часто пользуетесь, то это ещё терпимо.
А что если это какая-нибудь условная «Карусель», машину которой днём с огнём не сыщешь? Вот висит у вас там ваша 1000 рублей, а потратить её не получается, потому что их машины никак не попадаются вам в тот момент, когда нужен каршеринг. Или попадаются, но… в общем, вспоминаем пункт 2 и шокированно смотрим на торчащий из шины корд.
8. Сбоящий GPS
Если вы часто пользуетесь каршерингом, то у вас такое могло быть неоднократно: вы забронировали машину, подходите к месту, где на карте стоит точка, и… ничего. Забронированной машины там нет. И даже нет в пределах видимости. А ехать надо, и машина единственная в радиусе трёх километров, потому что пункт 3.
В итоге вы бегаете как дурак по всем ближайшим дворам, переулкам и закоулкам и, наконец, минут через 10 находите нужную машину. В трёхстах метрах от той точки, что указана на карте. Пишете/звоните в техподдержку, сообщаете о проблеме, и они такие: «да-да, мы знаем про проблему на этой машине, спасибо за сигнал». То есть, это ещё и нормально. Прелесть.
9. Плавающие зоны
Просыпаетесь вы утром, приезжаете на работу, оставляете машину на привычной площадке, буднично открываете приложение, чтобы завершить поездку… И вы оказываетесь вне зоны завершения аренды. Хотя буквально вчера тут можно было завершать аренду. И в итоге вам приходится снова садиться в машину, ехать за три километра в ближайшую зону завершения, там оставлять машину, ехать на перекладных до работы и объяснять начальству, почему вы опоздали на 50 минут.
Кайф, да? Круче только если приезжаете домой и видите, что ваш двор больше не в зоне завершения. Вечером, усталым, убитым, задолбавшимся, под дождём — такое наслаждение переться через весь район (в лучшем случае район)! Ммммммм!
Почему я не пользуюсь каршерингом. Вот главные недостатки
В закладки
Каршеринг стремительно развивается в России. На сегодняшний день в Москве насчитывается уже 13 операторов сервиса, в Санкт-Петербурге пока 8 компаний. На любой вкус и кошелёк, от дешёвого «Делимобиль» с его парком «солярисов» до «Яндекс.Драйв», у которого можно взять в аренду даже Porsche.
Казалось бы, бери – не хочу. Но мне категорически не нравится концепция, я не пользуюсь каршерингом. У него слишком много недостатков, сейчас расскажу о них подробнее.
1. Это неудобно. До машины нужно идти
Москва? Питер? Без разницы. До ближайшей машины нужно идти.
В отличие от собственного автомобиля, который припаркован у тебя во дворе, или даже такси, которое подъезжает к подъезду, сервис каршеринга предполагает, что до машины нужно идти. И одно дело, если она стоит в ближайшем дворе, другое – если до неё топать 15-20 минут.
Я считаю, что движение – жизнь. Но представьте, что на улице дождь или мокрый снег, и ходьба уже не выглядит такой полезной.
2. Это дико. Машину нужно проверять
Cел и поехал? Как бы не так. Сначала изучи и сфотографируй.
Самый раздражающий момент концепции каршеринга – в момент принятия автомобиля, ты вынужден тщательно проверять его на повреждения и недочёты. То есть, потратить ещё минут десять на выяснение все ли с автомобилем нормально.
И делать это нужно очень внимательно! Пропустил повреждение? Жди «письмо со штрафом» от оператора.
Кроме того, можно и не заметить повреждений, например в результате загрязнения автомобиля или плохой видимости ночью. В результате можно попасть на приличные деньги, ведь за любые повреждения, которые оставил после поездки предыдущий водитель, могут «повесить» на невнимательного тебя.
Самая дичь заключается в том, что в некоторых карширинг-сервисах следует фотографировать автомобиль и по окончанию аренды. То есть потратить на съёмку ещё несколько минут.
3. Это отвратительно. В машине можно найти разное
Классическая находка в автомобиле каршеринга.
Когда ты садишься в свой автомобиль, ты знаешь, откуда взялся тот или иной мусор, кто и когда пролил что-то на сиденье и так далее и тому подобное. Когда ты садишься в такси, то чаще всего машина внутри чистая, хотя многое зависит от выбранного сервиса. Когда ты садишься в машину каршеринга, жди сюрпризов.
К сожалению, все люди разные. Кто-то относится к арендованному автомобилю с аккуратностью, кто-то к как чужой вещи, на которую плевать. Никакого удовольствия ехать в подобном «свинарнике» нет.
Скажете, что я накручиваю? Моя знакомая, как-то обнаружила в арендованном автомобиле забытую баночку с анализами.
Готовы ли к находкам, которые могут шокировать? В числе необычных могут быть бейсбольные биты, пельмени, топор, женские парики, детские соски и даже фаллоимитаторы.
Одними из самых популярных забытых вещей в арендованных автомобилях являются: ключи, телефоны, солнечные очки, сумки и даже самокаты. По информации BelkaCar среди находок были и совсем дикие варианты – электрогитара с автографом Дэвида Гилмора, музейный образец пулемета РПК-74 и даже живой лебедь.
Вот лишь несколько фотографий вещей, которые находили пользователи каршеринга. Публикации прямиком из тематической группы ВК:
4. Это риск. Без комментариев
На форумах можно обнаружить грустные истории о неисправностях автомобилей.
Техническое состояние арендованного автомобиля можно понять, лишь начав движение. И хорошо, если какие-то скрытые «повреждения» можно почувствовать сразу, а не в момент аварийной ситуации.
Другими словами, никто не даёт гарантии, что взятый в аренду автомобиль прошёл в нужный момент ТО и полностью исправен.
Это, конечно, звучит как паранойя, но хоть кто-то проверяет паспорт техобслуживания, садясь в автомобиль? Вряд ли.
5. Это неудобно. К управлению нужно привыкать
К подрулевым переключателям порой нужно привыкать. Владельцы Мерседеса знают о чем я говорю.
У меня два автомобиля в семье. Когда я (крайне редко) сажусь за руль автомобиля жены, мне нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к органам управления. Медиасистема управляется иначе, управление очистителем лобового стекла на другом рычажке и так далее.
А теперь представьте, что каждый раз вы садитесь в «новый» автомобиль. Где логика управления дополнительными фишками немного, но отличается. Я уже молчу про настройку кресла, которое каждый раз нужно подгонять под себя.
6. Это может быть очень дорого. Привет, КАСКО с франшизой
Договор стоит тщательно изучать. Штрафы могут быть космическими.
Многие уверены, что любой автомобиль каршеринга защищён от повреждений полисом КАСКО.
Но фишка в том, что КАСКО в каршеринге часто используют с франшизой. В среднем она составляет 30 000 рублей. Другими словами, в случае неприятной ситуации, можно легко попасть на приличные деньги.
Например, размер франшизы Яндекс.Драйва составляет 30 тысяч рублей. Соответственно, при ущербе до 30 тысяч рублей по вине пользователя, он выплатит всю сумму ущерба. Если же ущерб составлял свыше 30 тысяч, то все 30 тысяч, а остальное оператор получит от страховой.
Тот случай, когда самый экономный режим каршеринга может стать самым дорогим.
7. Это смешно. Такси стоит столько же
Такси дороже? Не всегда.
Ради эксперимента, мы решили посмотреть стоимость поездки на «Яндекс.Драйв» и «Яндекс.Такси». По одним и тем же маршрутам, цифры получились практически одинаковые.
Питер или Москва? Не важно. Стоимость аренды близка к стоимости поездки на такси. Кстати, здесь в каршеринге брали кроссовер Volvo XC60, приятное, но недешевое удовольствие.
Конечно, есть каршеринг и дешевле. Возможно, при пользовании менее известными сервисами поездки могут получиться дешевле, чем на такси. Но там, наверняка, есть пункты в договорах, которые могут неприятно удивить.
Возникает вопрос, а в чем смысл? Удовольствие за рулём? Оно выглядит сомнительным, с учётом предыдущих пунктов.
Поверьте, я очень люблю водить. Меня хлебом не корми, дай куда-то поехать. Но я считаю, что автомобиль должен быть свой, как и жена.
В закладки
Неадекваты и чайники за рулём. Почему каршеринг стал угрозой на дорогах крупных городов
Прокатные автомобили давно стали проблемой как для обычных водителей, так и для ГИБДД. ДТП с каршеринговыми машинами — это почти всегда пострадавшие и жертвы. Они не только портят статистику ведомства по авариям, но и усложняют и без того непростую дорожную ситуацию каждый день.
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Проблему с доступом неадекватных клиентов каршеринга к машинам пытались решить несколько раз. На законодательном уровне планировалось даже внедрение специальных датчиков, которые не будут пускать за руль пьяных, но воз, как говорится, и ныне там. Каршеринговые автомобили как легально, так и с помощью поддельных аккаунтов продолжают использоваться неизвестными с различной целью. И хотя МВД всерьёз взялось за решение вопроса с утечкой персональных данных, уникальные происшествия продолжают случаться. Так, одному из жителей Москвы каршеринговая компания выставила счёт в 250 тыс. рублей за ДТП, которого он не совершал.
Кроме того, мужчина из Москвы вообще никогда не пользовался каршерингом, а его фотографию и паспортные данные злоумышленники использовали с целью регистрации в системе каршеринга и дальнейшего использования автомобилей. Сразу же на ум приходит ещё одна сравнительно недавняя авария с каршерингом в Петербурге, когда автомобиль, ехавший с превышением скорости, перевернул машину скорой помощи. Юрист и специалист по защите прав автомобилистов Виктор Боровчуков отмечает, что закрывать брешь в системе безопасности каршеринги не торопятся по одной простой причине — это очень дорого.
Каршеринг — это коммерческая структура. Им важно, чтобы машины как можно больше ездили и как можно больше приносили денег. Кто именно за это платит — неважно. Клиент в пользовательском соглашении даёт согласие на обработку данных и их изучение. Если данные паспорта и карты куда-то там «утекают», это уже никого не волнует. Если есть какие-то претензии, сразу спрашивают: «Это ваша подпись на соглашении?» И дело заканчивается, так и не начавшись. Решить проблему безопасности данных — это десяток миллионов долларов (примерно). Тратить такие деньги никто не хочет
Тормоз за рулём
Управление каршеринговым автомобилем в городе — это своего рода искусство. Вовремя набрать скорость, вовремя перестроиться, вовремя уйти от столкновения — все эти приёмы приходят к водителям исключительно с опытом. Учитывая портрет начинающего «каршеровода», стоит отметить, что даже небольшие ДТП (к примеру, в пределах Третьего транспортного кольца в Москве и КАД в Петербурге) могут спровоцировать огромную пробку, стоять в которой придётся пару часов.
Фото © Агентство городских новостей «Москва»
Автогонщик Олег Чернышёв объясняет, что большая часть начинающих водителей теряются в стрессовой ситуации и допускают аварию, вместо того чтобы быстро найти решение.
Корни этой проблемы сразу в нескольких местах. Во-первых, нет понимания собственности автомобиля. Он же застрахован? Застрахован. Ну и, значит, можно допускать наезды. Это ошибочная тактика, к которой большую часть водителей приучает незнание законов и неумение управлять машиной по правилам. Во-вторых, незнание законов трафика. К примеру, ограничение в городе 60, но поток чаще всего едет быстрее. Я не раз наблюдал, как в Москве каршеринговая машина двигается посередине, иной раз ровно посередине двух полос. Её все вынуждены обгонять, а это и нарушение правил, и потенциально крупная авария, в которой 3–4 машины могут собраться
Городской транспорт, который всех бесит
Количество активных пользователей каршеринга в России уже превысило 1 млн человек. Пропорционально увеличению водителей растут и проблемы, связанные с использованием этого транспорта. С одной стороны, каршеринговые компании покупают всё больше автомобилей и стараются повышать качество обслуживания, а с другой стороны, начинают возмущаться обычные водители. Главная проблема столицы — парковки. Их много, они хорошо обустроены, и цены на них вполне адекватные, однако для каршеринга стоянку сделали бесплатной даже в центре.
Увеличение парка каршеринговых машин заметили и в простых дворах спальных районов Москвы. К примеру, в Замоскворечье большая часть дворов серьёзно загружена каршеринговыми автомобилями. И всё бы ничего, но во дворах такие машины бросают как попало. После этого возникают трудности не только с парковкой автомобилей местных жителей, но и с проездом спецтранспорта: машин скорой помощи и пожарных. И никакого специального правила для парковки машин нет — в пользовательском соглашении ведущих операторов такого транспорта нет ни слова о том, что нужно парковать машину так, чтобы не мешать другим людям.
Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
Юрист Борис Климов пояснил, что законодательно утвердить такие условия можно, но потребуется провести серьёзную работу.
Как и в любом законе, важна трактовка. Кто и как должен и будет определять, правильно ли запаркован автомобиль. Какая парковка считается допустимой, нормальной, а какая — нет. По каким критериям нужно наказывать операторов и пользователей каршеринга, как этот механизм, в конце концов, будет работать. Вот когда будет понимание этого вопроса, тогда можно браться за регулирование
С точки зрения добросовестного потребителя, каршеринг прекрасен, и тут не поспоришь — машин много, все они новые, комфортные и недорогие. С точки зрения злоумышленника, каршеринг — это тоже подарок судьбы: купил в Интернете профиль, вошёл в учётную запись и поехал по своим тёмным делам. А вся ответственность будет лежать на человеке, который в этот момент может находиться вообще в другой стране (такие прецеденты уже случались не раз). Потом можно бросить машину где попало (даже с трупом в багажнике или взрывчаткой). И всё равно никакой ответственности.
Но бесконтрольное использование каршеринга скоро закончится. 12 декабря Комитет Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации на расширенном заседании обсудил тему «О необходимости правового регулирования шеринговых сервисов». Вместе с представителями крупнейших агрегаторов чиновники обсудили не только возраст авто, экологический класс, габариты и статус во время движения, но и проблему парковок. Немедленного решения по этому вопросу нет, однако вполне вероятно, что через год каршеринги заставят жить по новым правилам, которые будут защищать не только клиентов сервиса, но и простых автомобилистов и жителей России.
Топ-6 самых распространенных проблем при использовании каршеринга
С какими проблемами сталкиваются водители, которые пользуются сервисами каршеринга
Первая. При аварии, даже самой мелкой, водителю зачастую не удастся отделаться от больших сумм возмещения ущерба, установленных оператором. В случае с каршерингом не урегулирован окончательно вопрос ущерба при дорожно-транспортных происшествиях. В результате в одном сервисе при ущербе до 70 тысяч рублей придется заплатить максимум 15 тысяч, а в другом при мелких повреждениях с клиента спросят уже 50 тысяч рублей.
При этом клиент обязан согласиться со всеми условиями оператора. Возможность внесения особых условий в договор отсутствует. Если при регистрации человек не согласен с одним или несколькими пунктами в договоре, сделать ничего не удастся. Разбираться придется только через суд.
Куда сложнее дело обстоит с выплатами в случае серьезных повреждений. Расширенное страховое покрытие покупают далеко не все сервисы. Так, известны случаи, когда после аварии вместо штрафа, который должен был составлять 20 процентов от стоимости ущерба (100 тысяч рублей), компания включала в счет почти 500 тысяч рублей за ремонт автомобиля. «В случае аварии все необходимые деньги каршеринговому сервису выплачивает страховая компания. Это не снимает вины с причинителя вреда. И если у каршерингового сервиса нет дополнительного расширения, все, что выше размера страхования гражданской ответственности — сегодня это 400 тысяч рублей, будет взыскано с водителя», — рассказал «Российской газете» Евгений Корчаго, член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.
Вторая. С водителя могут потребовать возместить небольшие поломки или повреждения автомобиля, к которым он не причастен. Можно попросту не заметить сломанные дворники или отсутствие запасного колеса. «Прежде чем начать поездку на автомобиле, следует тщательно его осмотреть. Включить все световые приборы, проверить наличие повреждений. Если они есть, нужно связаться с оператором. И лучше подтвердить сообщение фотофиксацией», — советует юрист.
Также дело обстоит с оставленным мусором и грязью в салоне автомобиля. Если загрязнение серьезное, водителю лучше сразу сообщить о нем оператору и найти другую машину. А вот на мелкие бумажки придется просто закрыть глаза.
Третья. Разнообразие опций у различных сервисов приводит к тому, что водитель, выбирая оптимальный вариант поездки, может потерять в деньгах. В одной фирме есть бесплатные опции, зато сама поездка обойдется дороже. Или наоборот — привлекательная стоимость поездки может обернуться дополнительными тратами. Каршеринговые фирмы работают по принципиально разным схемам, устанавливая свои собственные тарифы и скидки. Только на осмотр и переписку с оператором о повреждениях может понадобиться 10-15 минут, а счетчик уже работает.
Та же история с расчисткой от снега и прогревом машины. Немногие операторы готовы дарить от 10 до 20 бесплатных минут. Обычно дело ограничивается парой минут, предоставленными на осмотр автомобиля. «У пользователей всегда есть пять минут на осмотр автомобиля с заведенным двигателем. За это время можно прогреть машину и очистить ее от снега», — рассказал «РГ» Кирилл Курашев, директор по маркетингу сервиса YouDrive.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что сегодня в стране нет единых правил каршеринга. Действуют гражданско-правовые отношения и договор краткосрочной аренды.
Четвертая. Каршеринговые сервисы часто подводит техника. Многие приложения отличаются неудобством, например, сложными процессом регистрации и связью с оператором. В некоторых приложениях на сообщение о проблеме клиенту одной и той же фразой может отвечать бот.
Редкие сервисы установили голосового помощника. Кроме того, если в такси-сервисах в конце поездки можно поставить оценку и написать комментарий, то каршеринг, как правило, лишен обратной связи. Можно поделиться фотографией повреждений перед поездкой, но нельзя сделать это в конце маршрута.
Пятая. Водителям не хватает предметов первой необходимости: скребков, лопат, щеток, монтировок. Случается, отсутствует незамерзайка. Инструменты часто воруют сами клиенты, но во многих каршеринговых автомобилях дополнительное оснащение не предусмотрено изначально. В пресс-службе сервисов «Делимобиль» и Anytime рассказали, что водителям иногда приходится заливать незамерзайку самостоятельно, но сервис возвращает потраченные деньги после предъявления чека. Отсутствие других инструментов в сервисе также готовы компенсировать бонусами. Но не все столь лояльны. Многие игнорируют подобные обращения.
Шестая. Пользователь каршеринга несет ответственность за эвакуацию автомобиля, даже если она была произведена после завершения аренды, но из-за нарушения правил парковки. Каршеринговую машину эвакуируют на штрафстоянку, как личный транспорт. Следовательно процедура возврата каршерингового автомобиля ничем не отличается от возврата собственного.
Все расходы на эвакуацию и пребывание авто на стоянке несет клиент. А если водитель откажется забирать машину самостоятельно, ему придется оплатить не только расходы за пребывание автомобиля на стоянке, но и штраф сервису в размере 7-10 тысяч рублей. Некоторые каршеринговые фирмы требуют оплатить этот штраф, даже если клиент самостоятельно забрал машину.
Горячая линия
До 19 ноября работает всероссийская горячая линия Роспотребнадзора (телефоны можно узнать на сайтах региональных управлений ведомства) по услугам такси и каршеринга, где можно проконсультироваться по вопросам правил оказания транспортных услуг и защите прав потребителей при поминутной аренде автомобилей.